Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Прокуратура проверит ведомство Ликсутова из-за «Тройки»

Проверка инициирована депутатами, которые посчитали, что при выпуске электронного средства платежа департамент транспорта нарушил российское законодательство
0
Прокуратура проверит ведомство Ликсутова из-за «Тройки»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Генеральная прокуратура поручила столичным коллегам проверить законность функционирования транспортной карты «Тройка». Об этом говорится в ответе первого заместителя генерального прокурора на запрос депутата Андрея Крутова. Ранее депутат обратился в прокуратуру с просьбой проверить эту сферу деятельности дептранса Москвы. По его мнению, текущая схема работы карты допускает незаконные списания с карт и, кроме того, эти средства не страхуются в системе Агентства по страхованию вкладов.  

Согласно закону «О национальной платежной системе», данная карта является электронным средством платежа, а операторы электронных платежных систем по закону обязаны зарегистрироваться в виде небанковской кредитной организации (НКО) и получить на соответствующую деятельность лицензию или же привлечь к работе системы действующий банк. Но, по сведениям депутата, этого сделано не было. «Фактически эмиссия карт «Тройка» является незаконной банковской деятельностью, — указывает он. — Прошу в целях защиты денежных средств держателей карт «Тройка» провести проверку департамента транспорта и мэрии города Москвы на предмет возможного нарушения российского законодательства при выпуске данного электронного средства платежа».

В 2013 году свои претензии к функционированию столичных транспортных карт уже высказывал Центробанк. По словам завсектором методологии департамента регулирования расчетов ЦБ Павла Сумбулова, транспортные карты являются средствами платежа, поэтому власти «должны рассмотреть вопрос о привлечении кредитных организаций к деятельности схемы, чтобы соответствовать закону о Национальной платежной системе». Тогда в дептрансе пообещали, что до конца 2013 года проведут «конкурс по отбору банковской организации, которая будет обслуживать платежи внутри системы». Однако этого сделано не было.

— Если испортилась или была украдена банковская карта, то все средства владельца будут сохранены, даже если у банка в это время отозвали лицензию, — объясняет Андрей Крутов. — А если по какой-либо причине испортилась карта «Тройка», то гражданин теряет все деньги. Кроме того, по ней невозможно получить выписку и узнать, правильно ли были списаны с нее деньги. Также невозможно оспорить ту или иную операцию. Поэтому необходимо ввести «Тройку» в рамки законодательства.

В Центральном банке вопрос, существуют ли у регулятора претензии к «Тройке», перенаправили в дептранс. 

В пресс-службе департамента транспорта Москвы признали, что до сих пор банк для функционирования карты не выбран. Кредитная организация привлечена только при оплате «сторонних сервисов». О каких сервисах идет речь, пресс-служба не уточнила, но, очевидно, имеются в виду услуги по аренде городских велосипедов, которые предоставляет Банк Москвы. При этом текущую схему функционирования в дептрансе считают законной.

— Юридическая схема по оплате «Тройкой» городских сервисов прорабатывалась совместно с экспертами Высшей школы экономики, — заявили в пресс-службе департамента. — Карта зарекомендовала себя как удобный и популярный инструмент для оплаты транспортных услуг. Все денежные средства, уплаченные за билеты городского транспорта, попадают на банковские счета транспортных операторов в соответствии с требованиями законодательства об обороте денежных средств.

Эксперты с позицией дептранса не согласились.

— Это классическая предоплаченная карта с возможностью пополнения, — говорит вице-президент СМП Банка Елена Дворовых. — Поэтому по закону должна быть зарегистрирована платежная система либо платежи должны проходить через банк. Даже странно, как она возникла и до сих пор существует. Транспортные карты в других регионах давно работают через банк — например, платежи подмосковной карты «Стрелка» обслуживает Сбербанк.

— Понятно, что подобная финансовая деятельность должна каким-то образом лицензироваться, — говорит управляющий партнер адвокатской коллегии «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов. — В законе «О национальной платежной системе» есть лишь несколько исключений, когда подобные переводы не являются «электронными деньгами»: речь идет только о компаниях, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг или инвестиций. Однако все они получают отдельную лицензию на свою деятельность и регулируются Центробанком. В любом случае Генеральная прокуратура должна будет привлечь экспертов, чтобы решить, является ли подобная деятельность без лицензии незаконной банковской деятельностью или здесь возможно какое-то другое нарушение.

Комментарии
Прямой эфир