Новости, деловые новости - Известия
Вторник,
6 декабря
2016 года

В автошколах будут учить оформлять ДТП без участия гаишников

В программах подготовки водителей европротоколу, не ставшему популярным среди автомобилистов, будет отведен один учебный час

Фото: ИЗВЕСТИЯ

Программы подготовки водителей дополнят еще одним учебным часом, в течение которого будущие автомобилисты будут изучать процедуру упрощенного оформления ДТП без привлечения сотрудников Госавтоинспекции. Такое указание по итогам совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова дано Минобрнауки и Министерству внутренних дел (совместно с Российским союзом автостраховщиков, РСА). Одного часа может не хватить, поскольку на заполнение документов по европротоколу тоже уходит тоже примерно час, поэтому обсуждается в том числе создание специального мобильного сервиса для водителей.

На совещании речь шла о практике применения в России упрощенного порядка оформления дорожно-транспортных происшествий, который предусмотрен законом об ОСАГО и существует с марта 2009 года. Это возможность водителей самостоятельно зафиксировать факт ДТП без привлечения сотрудников ГАИ и обратиться в страховую компанию за выплатой (европротокол). Такой порядок возможен в том случае, если в результате аварии никто не пострадал (сами водители, пассажиры или пешеходы), при этом в столкновении участвовало только два автомобиля, оба водителя вписаны в полис ОСАГО и между ними нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Максимальный размер возмещения по европротоколу — 50 тыс. рублей (25 тыс., если хотя бы один из договоров ОСАГО участников ДТП заключен до 2 августа 2014 года); с 1 октября в рамках эксперимента в некоторых регионах можно рассчитывать на 400 тыс. рублей (izvestia.ru/news/577654). Бланк для упрощенного оформления выдается в пакете документов при покупке полиса ОСАГО.

— Европротокол — это мировая практика, — отметил представитель секретариата Шувалова. — В России системе упрощенного оформления ДТП еще предстоит приживаться, и этот процесс будет идти параллельно с формированием «страховых» взаимоотношений граждан. На это потребуется время, но, думаю, Европа прошла такой же путь, который исчислялся не месяцами, а годами.

Упрощенный порядок оформления ДТП вводился для того, чтобы участники аварии могли оперативно покинуть место ДТП, не дожидаясь сотрудников ГИБДД и не создавая тем самым заторов на дороге (не так давно водитель во Владивостоке прождал гаишников около суток). Такая практика широко применяется во многих странах мира, например в Италии, Греции, Бельгии, Испании, Германии, Франции и др. По данным РСА, в России в 2014 году доля обращений потерпевших в рамках европротокола в общем количестве обращений по прямому возмещению убытков составила лишь 10,5%; в 2013-м показатель был равен 9,1%, и в правительстве не вполне довольны такими темпами роста популярности полюбовных соглашений на дороге.

Первый зампредправления страховой компании СОГАЗ Николай Галушин указал на несколько причин того, что доля убытков, которые рассматриваются в рамках европротокола, невелика. Прежде всего, по его словам, сказывается правовая неграмотность автомобилистов.

— Страхователи опасаются, что без официальной справки от сотрудников ДПС у страховых компаний будет больше оснований для отказа в выплате возмещения по убытку. Опасаются и того, что при самостоятельном оформлении документов будут допущены ошибки, что также приведет к осложнениям при урегулировании убытков. Еще одна причина в том, что далеко не всегда даже при небольшом ДТП можно с легкостью определить объем повреждений, — указал Галушин.

По словам президента РСА и Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, задача правительства — разгрузить дороги от аварийных автомобилей и при этом обеспечить адекватную компенсацию ущерба от ДТП.

— С этой целью нужно еще раз посмотреть на саму процедуру оформления европротокола, — сказал «Известиям» Юргенс. — Сейчас это лист из 18 вопросов, с различными стрелочками, и автомобилист подчас вообще не решается это заполнять. Один из руководителей РСА, то есть профессионал самого высокого уровня, потратил на заполнение документов 25 минут. Это был абсолютный рекорд, поскольку в среднем у человека на грамотное заполнение документа уходит 45–50 минут. Оформление бумаг необходимо упрощать и учить автовладельцев их правильно заполнять.

По словам собеседника, в настоящее время уже есть предварительные договоренности о введении дополнительного часа на знакомство с европротоколом в автошколах. Также предложено для тех автовладельцев, которые не могут самостоятельно заполнить документы, открыть call-центр, позвонив в который, можно будет получить необходимую помощь. Есть и более экзотическое предложение — подключить к делу опытных водителей, объединенных в электронную систему по географическому принципу: чтобы ближайший к месту ДТП водитель в течение пары минут мог подъехать по запросу потерпевшего и помочь ему оформить европротокол.

Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько поддержал введение дополнительного часа в программы подготовки водителей, поскольку, по его словам, умение правильно оформить документы важно не только при упрощенной процедуре, но и в тех случаях, когда участвует ГИБДД.

— Со временем и в России сформируется культура оформления ДТП в упрощенном порядке, но не стоит ожидать, что в результате введения в автошколах дополнительного часа уже через год или два такая практика получит широкое распространение, — отметил Радько.

Известия // вторник, 28 апреля 2015 года

В автошколах будут учить оформлять ДТП без участия гаишников

В автошколах будут учить оформлять ДТП без участия гаишниковВ программах подготовки водителей европротоколу, не ставшему популярным среди автомобилистов, будет отведен один учебный час

скопируйте этот текст к себе в блог:


Новости сюжета «ОСАГО»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке