Минздрав ищет инвесторов для перестройки ветхих зданий

Ветхие здания, которые находятся на балансе Минздрава и на реконструкцию которых у ведомства нет денег, будут передаваться частным инвесторам. Планируется, что те превратят их в жилые дома или офисы, отдав потом часть помещений обратно медакадемиям и мединститутам. Треть учреждений, которые подчиняются Минздраву, уже представили ведомству свои предложения по государственно-частному партнерству (ГЧП) — в целом планируется привлечь 5,5 млрд рублей. Об этом «Известиям» рассказал источник в министерстве. Пилотный проект пройдет в Перми — ветхое двухэтажное общежитие может быть перестроено в семиэтажный жилой дом.
В 2014 году Минздрав разослал всем подведомственным учреждениям «информацию об основных механизмах привлечения частных инвестиций».
У министерства около 60 научных учреждений (например, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева), порядка 50 образовательных учреждений (например, Алтайский государственный медицинский университет, Ярославская государственная медицинская академия), около 50 психиатрических больниц и порядка 20 медицинских центров.
Треть учреждений (58 из 185) прислали в ответ свои предложения по поводу того, как бы они хотели с помощью бизнеса превратить отапливаемые впустую, еле стоящие бараки в современные здания. Если сложить их предварительные оценки, объем частных инвестиций для реализации этих предложений составит 5,5 млрд рублей. Потенциал еще больше: всего у Минздрава и его учреждений 4,6 тыс. объектов недвижимости и 900 участков.
Для пилотного проекта выбрали предложение Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера. Университет каждый год тратит 400 тыс. рублей на то, чтобы поддерживать жизнь двухэтажного деревянно-кирпичного здания в самом центре Перми. Оно было построено еще до революции, и в нем уже 10 лет никто не живет — оно признано аварийным.
Как следует из презентации университета, инвестор сможет снести старое здание и построить на его месте семиэтажный жилой дом, вложив в проект 70 млн рублей. Университет «вложит» в проект участок земли, на котором стоит здание. Земля находится в федеральной собственности. Университет оплатил проведение независимой оценки, которая показала, что рыночная стоимость участка — 16 млн рублей. В результате площадь здания увеличится в пять раз — с 331 кв. м до 1750 кв. м. Университет, как предполагается, заберет себе 22% нового здания, инвестор — 78%. Рыночная стоимость дома и участка земли вырастет в 8 раз — с 16 млн рублей до 127 млн рублей. Предполагается, что формой государственно-частного партнерства станет инвестиционный договор.
— Мы планируем получить два этажа, не меньше, — рассказала ректор Ирина Корюкина. — Мы разместим там кафедру информационных технологий. И одновременно в этом месте будет центр, где будут получать специальности инвалиды. Инвестора планируется определить с помощью тендера.
По ее словам, другие вузы, предложения которых звучали в Минздраве, планируют передать инвесторам ветхие здания не только общежитий, но и учебных корпусов, или просто земельные участки, которые находятся у них на балансе.
— Ситуация во всех вузах Российской Федерации такова, что у нас есть проблемные имущественные комплексы и из-за недостатка финансирования мы не можем сделать ремонт или реконструкцию. Проблему можно решить только с помощью государственно-частного партнерства, — говорит Корюкина.
Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, которая входит в Координационный совет, назвала пилотный проект неоднозначным.
— В качестве доли участия государства инвестору передается федеральная земля в центре города. Это очень большой подарок. Взамен учреждение получает обещание, что ему будет выделено два этажа в новом здании для социальных целей. Однако как будут развиваться отношения инвестора и государственного участника — вопрос неоднозначный, — считает она. — Здесь многое зависит от того, как оформлены обязательства сторон. Ведь государство по сути даже блокирующим пакетом в этом проекте не обладает. И не исключена ситуация, когда инвестор просто размоет долю государства и примет решение закрыть социальное учреждение в построенном доходном доме, отдав площади под какой-то более выгодный для инвестора проект. Что в этом случае сможет предпринять государство, ставшее миноритарным участником? Пока этот проект мне представляется практически бесплатной передачей федеральной собственности в частные руки.
Для того чтобы такие проекты могли быть «поставлены на поток», необходимо внести изменения в два постановления правительства РФ (№ 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества» и № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности»).
Минздрав, проанализировав их, сделал «вывод о невозможности определения начальной цены аукциона на право заключения инвестиционного договора». Второе постановление устанавливает «запрет федеральным органам исполнительной власти на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности». Сейчас Минэкономразвития, как говорится в материалах к заседанию Координационного совета, разрабатывает поправки для этих постановлений, в результате должны быть сняты ограничения и исключена правовая неопределенность. Но учреждения Минздрава могут начать реализовывать свои проекты еще до этого: в каждом случае будет приниматься специальный акт правительства.
В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что ведомство разрабатывает этот проект постановления.
По информации Минздрава, также свои предложения по привлечению частных инвестиций подали в том числе Ивановская государственная медицинская академия, Самарский государственный медицинский университет, Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии.
Как рассказали в Ивановской государственной медицинской академии, учреждение также хочет перестроить здание общежития.
— У нас общежитие состоит из двух секций по 325 мест, — сказали в администрации академии. — Используется только одна секция, на другую мы пытаемся уже 15 лет добиться выделения бюджетных средств.
По предварительной оценке, для строительства нового общежития понадобится 159 млн рублей. Сейчас, как рассказали в администрации, прорабатывается возможность применения разных форм ГЧП.
Как рассказала член экспертного совета при правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Ирина Кузнецова, инвестиционный договор — наиболее простой путь для Минздрава.
— Можно было бы использовать другую форму ГЧП, например концессию. Но в наших законах столько противоречий, что многие концессионные сделки можно потом оспорить, опираясь на антимонопольное законодательство, — сказала она. — Причем оспорить может и та и другая сторона. Использовать механизм долгосрочной аренды в данном случае также не очень удобно. Ставку не определишь сразу на несколько десятков лет, ее надо периодически пересматривать, то есть и для инвестора, и для государства тут остается всё время неопределенность.
Инвестиционный договор, по ее словам, предполагает, что стороны или одна из сторон вкладывают в проект либо деньги, либо инвестиции в другом виде. Предполагается, что инвестор сможет вернуть вложенное. Возврат инвестиций может быть полным или частичным. Возможно, возврат будет совсем в другом «измерении». Например, вкладывались деньги, а получены будут квартиры. То есть условия в договоре могут быть прописаны очень разные.
Доцент департамента государственного и муниципального управления ВШЭ Павел Кудюкин считает, что сейчас бизнес будет с осторожностью относиться к идее Минздрава.
— Сейчас нет правовой определенности по подобным проектам. На начальном этапе всё будет решаться в индивидуальном порядке: правительство в каждом случае выпустит специальный акт. Но получается, что в таком же индивидуальном порядке правительство может выпустить и акт, который всё отменит. А проект постановления может увязнуть в межведомственных согласованиях и в итоге получиться совсем не таким, каким был задуман.
Эксперт отметил, что предлагаемую форму сотрудничества бизнеса и государства можно назвать вполне логичной, учитывая, что ветхие здания «висят на институтах мертвым грузом».
— При этом всегда есть риск — не будет ли это формой плавной приватизации, — добавил он.
Эксперт Института современного развития Никита Масленников отметил, что по развитию ГЧП Россия заметно отстает от большинства европейских стран.
— Главный тормоз — отсутствие полноценной законодательной базы, — сказал он. — Законопроект о ГЧП был внесен в Госдуму уже достаточно давно (в 2013 году. — «Известия»), он принят в первом чтении, но всё рассматривается, и его судьба непонятна. Если бы этот законопроект, который вбирает практически весь мировой опыт и предполагает как минимум девять форм ГЧП, был принят, это разблокировало бы процессы сотрудничества государства и бизнеса. Во-первых, бизнес получил бы законодательные гарантии. Во-вторых, появились бы новые формы партнерства.