Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
«Локомотив» сравнял счет с «Авангардом» в серии четвертьфинала плей-офф КХЛ
Культура
Фильм «Красный шелк» стал самым успешным детективом в российском прокате
Происшествия
Два человека погибли и еще трое пострадали при обстреле ВСУ Голой Пристани
Мир
США временно исключили импорт электроники из зеркальных пошлин
Мир
По меньшей мере шесть человек погибли в результате ударов США по заводу в Йемене
Мир
Трамп опроверг заявления о тарифных исключениях для поставщиков из Китая
Спорт
«Зенит» обыграл лидера РПЛ «Краснодар» со счетом 4:1
Мир
Хуситы заявили об ударах по аэропорту Бен-Гурион и военной базе в Израиле
Мир
Советник Трампа Наварро перепутал КНДР с Южной Кореей
Мир
В США указали на эффективность российских РЭБ в противодействии Starlink
Культура
В Донбассе откроются студии документального кино
Мир
Мэр Конотопа обвинил главу ОВА в сборе военных в центре Сум
Происшествия
Женщина пострадала в результате падения лифта в ТЦ на юго-западе Москвы
Спорт
Пилот McLaren Пиастри выиграл Гран-при Бахрейна чемпионата «Формулы-1»
Мир
Захарова назвала «вакханалией» награждение проникшей в РФ журналистки из Италии
Общество
Лидер «Парка Горького» указал на хамство фанатов Техника из-за порчи стены Цоя
Спорт
Российский шпажист Горин завоевал бронзу юниорского чемпионата мира

Отельеры готовы рисковать

56
Отельеры готовы рисковать
Выделить главное
Вкл
Выкл

Экономические перемены дали редкую возможность России посмотреть на свои собственные туристические направления. Эксперты ожидают, что к традиционному спросу на две столицы и юг страны добавятся Калининград, Карелия и северное побережье. Осталось только подготовить к туристическому буму отечественные гостиницы.

По итогам прошлого года, несмотря на ослабление рубля, доля зарубежных клиентов в сегменте гостиничного бизнеса в среднем упала почти на 30%. При этом отмечено укрепление внутреннего туризма. «Санкции и сокращение количества россиян, путешествующих за рубеж, — это хороший момент для российского гостиничного бизнеса нарастить объем «домашнего» спроса, — отмечает Дэвид Дженкинс, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. — Так, на рынке Санкт-Петербурга в прошлом году наблюдалось увеличение именно внутреннего спроса, и мы ожидаем, что в нынешнем сезоне тенденция продолжится и многие жители России предпочтут Петербург «историческим» городам Европы, таким как Вена, Флоренция или Париж. В то же время гостиницы должны предлагать доступное размещение, что должно поддерживаться недорогими перелетами». С точки зрения туристической привлекательности помимо Москвы и города на Неве за последние годы заметного прогресса удалось добиться и южным курортам. В частности, Сочи (1-е место) и Краснодар (3-е место) вошли в рейтинг российских городов с туристским сервисом «как в Европе», составленный журналом Forbes.

По словам руководителя Ростуризма Олега Сафонова, операторам, которые имеют многолетний опыт работы на выездных направлениях, проще предложить на внутренний рынок готовые пакетные туры: «Речь идет не только о южных курортах, а обо всей стране. У нас немало регионов, куда готовы поехать туристы, — Татарстан, Самарская область, Нижний Новгород. Пакетный отдых уже хорошо себя зарекомендовал, мы видим за ним будущее и надеемся развивать его в массовом, промышленном масштабе».
Текущая ситуация в сфере гостиничного бизнеса в нашей стране предоставляет хорошие возможности для компаний со стратегическим видением и готовностью рисковать. В частности, по данным издания «Ведомости» в ближайшие три года Lotte Group планирует удвоить объем инвестиций в Россию до более чем $1 млрд, что сделает холдинг крупнейшим корейским инвестором в нашей стране. «Большая часть наших компаний торгуются на бирже, но Lotte Hotels & Resorts — нет, поэтому мы можем позволить себе рисковать, не опасаясь негативной реакции фондового рынка, — подчеркнул руководитель Lotte Group Шин Донг Бин. — В то время как другие наши бизнесы дают нам по 8–10% оборота и более, гостиничный бизнес — пока всего 2–3%, для группы это небольшой риск. Здание (новый отель в Москве) мы покупаем в собственность, и я уверен, что в будущем эта недвижимость будет дорожать».

Люкс надеется на иностранцев

Несмотря на снижение темпов развития гостиничного бизнеса из-за финансовых аспектов, в 2015 году в России ожидается увеличение номерного фонда на 5,2 тыс. единиц по стране. При этом на Москву придется менее четверти — около 1,2 тыс. номеров. Основная часть новых гостиниц должна появиться в городах-миллионниках. В частности, сеть Hilton намерена открыть новые гостиницы в Волгограде, Ульяновске и Екатеринбурге. Marriott анонсирует для туристов начало эксплуатации отелей в Воронеже и Нижнем Новгороде. Гостиницы Ibis появятся в Краснодаре, Чебоксарах, Тюмени и Воронеже. В Уфе откроются отели Holiday Inn и Sheraton, во Владивостоке — Hyatt Regency, в Новосибирске, Новокузнецке и Нижнем Тагиле — Park Inn.

По мнению Дэвида Дженкинса, на верхний ценовой сегмент гостиничного рынка в России негативно влияет визовый режим, облегчение которого обеспечило бы приток туристов из Европы на выходные, помогая, таким образом, увеличить не только годовую загрузку, но и средний тариф отелей. Для Москвы, где около 40% брендированных отелей относится к верхним ценовым категориям, в том числе люксовой, это позволило бы значительно увеличить объемы рынка и доходность бизнеса для инвесторов. В прошлом году в среднем тарифы на услуги гостиниц класса люкс в столице находились в пределах 15–17 тыс. рублей (от $442 до $510). В то время как аналогичные показатели для Лондона составляют примерно $1100, а для Нью-Йорка — $930.

Пока среди постояльцев отелей класса люкс в Москве доминируют корпоративные клиенты, в то время как аналогичный рынок Санкт-Петербурга является туристическим и характеризуется высокой сезонностью с пиковой активностью в летние месяцы и растущим внутренним спросом в выходные дни, преимущественно со стороны москвичей. Так как оплата в российских гостиницах осуществляется в местной валюте, то с точки зрения иностранных гостей с начала 2014 года гостиницы резко подешевели (на 17% ввиду изменения обменного курса рубля). Специалисты компании JLL подчеркивают, что в выходные дни в Москве спрос на размещение почти не наблюдается (показатели высоки в середине недели), в то время как такие города, как Лондон и Париж, сбалансируют данные цифры за счет привлечения индивидуальных туристов. Гостиницы класса люкс в Москве неспособны сами заполнять номера в выходные дни ввиду ограниченного спроса и зависят от турагентств.

Отели Санкт-Петербурга, которые прежде западные туристы считали весьма дорогостоящими, по новому курсу рубля стали очень выгодны для иностранных посетителей. Сейчас, когда в городе на Неве появился новый современный терминал аэропорта, а гостиницы всех сегментов в валюте стоят дешевле, самое время для властей северной столицы проводить активную кампанию по привлечению зарубежных туристов.
В целом потенциал рынка отелей класса люкс в России оценивается с настороженностью, так как на сегодняшний день очевидны ограничения по их загрузке и тарифам, которые можно преодолеть только за счет увеличения платежеспособного спроса. Отельеры и владельцы гостиниц признают, что ключ к улучшению показателей рынка — отмена визового режима.

Хостелы по-русски

В странах Евросоюза хостелы относятся к жилищному фонду, но в России этот вид гостиничного бизнеса можно организовать только в помещениях нежилого назначения (коммерческая недвижимость, бывшие офисы, салоны красоты, парикмахерские, магазины и так далее). Частью жилых помещений хостелы также могут быть, но для этого необходимо получение официального согласования в ТСЖ, обязательное расположение апартаментов на первых этажах здания и отдельный вход.

За последние годы в основных туристических центрах России — в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Владивостоке, а также Краснодарском крае и Крыму отмечен значительный рост количества подобных бюджетных мест для временного проживания. В городе на Неве их число за последние пять лет увеличилось в семь раз, в столице — в 12 раз (до 300 предложений экономсегмента). При этом перспективы развития рынка высоки: на одну тысячу москвичей приходится около четырех гостиничных номеров. Этот же показатель в Лондоне — 12 номеров, в Риме — 20. Важным преимуществом для хостельеров является сведение к минимуму бюрократических процедур, так как данный вид деятельности не требует лицензирования. К отрасли применим федеральный закон «О гостинично-туристской индустрии», не конкретизирующий требования к хостелам и мини-отелям. Взаимодействие владельцев осуществляется только с контрольно-надзорными службами: Роспотребнадзором, МЧС, пожарной инспекцией, налоговой службой.

Отечественные хостелы смогли добиться существенного прогресса по уровню сервиса и предлагаемых постояльцам услуг. В сознании граждан их имидж заметно изменился, и сегодня данный вид временного жилья выбирают не только студенты и бекпекеры, но и клиенты со средним и высоким уровнями дохода, ценящие разумную экономию и приключения выше, чем «звездность» гостиницы.

Спрос на услуги хостелов стабилен, так как их ценовая политика считается наиболее привлекательной для широких слоев потребителей. К примеру, сеть московских хостелов Bear Hostels без предварительного заказа в день заселения предлагает стоимость суток проживания в размере 500 рублей. За эти деньги клиент также получает услуги кухни с бытовой техникой и посудой, бесплатный wi-fi, тапочки, полотенца и другие сопутствующие бонусы.

Хостелы — подходящий бизнес для малого предпринимательства. Однако стремительно растущая конкуренция требует от владельцев активной системы продаж. Продвижение хостелов рассчитано прежде всего на индивидуальных клиентов посредством активного интернет-маркетинга. Например, сайт Booking.com берет 15% комиссии от суммы каждого бронирования, но при этом обеспечивает наиболее высокий показатель привлечения клиентов за счет сбора отзывов посетителей на разных языках и собственных рейтинговых систем. В цепочку продаж также интегрируются социальные сети, форумы, туристические порталы. При стабильном потоке постояльцев средний хостел в центре Москвы зарабатывает в высокий сезон до 500 тыс. рублей в месяц. На рентабельности такого бизнеса напрямую отражается и выгодное расположение объектов — хостелы в центре города, поблизости от музеев, театров, достопримечательностей приносят 20–30% прибыли за сезон.

По информации ассоциации «Межрегиональное объединение развития индустрии хостелов», средний оборот хостела в России в прошлом году составил 2,6 млн рублей в год, а аналогичный показатель мини-отеля — 3,3 млн рублей. При этом подавляющую часть клиентов подобных объектов, по большей части размещенных в российских городах-миллионниках, составляют туристы, стремящиеся тратить средства не на размещение, а на развлекательно-познавательную программу.

По дороге в глубинку

За пределами двух столиц — в Поволжье, городах Золотого кольца, южных курортах России — перспективы роста количества хостелов и мини-отелей напрямую зависят от динамики объемов внутреннего туризма и развития транспортной инфраструктуры. Новым перспективным направлением бизнеса стали многофункциональные придорожные центры. Такие объекты располагаются вдоль федеральных трасс и включают в себя гостиницы и мини-отели, заправочные станции, рестораны, прачечные.

Так, в январе 2015 года на трассе М-5 «Урал» при поддержке Росавтодора и администрации Пензенской области открылся комплекс «Золотой Петушок» с гостиницей на 62 номера разных категорий — от класса эконом до уровня люкс. По мнению его собственника, директора компании «Транзит» Валерия Гриня, рынок подобных объектов является перспективным в России: «Интерес бизнеса в создании таких многофункциональных зон на федеральных трассах заключается в дефиците крупных сетевых объектов придорожного сервиса. Также надо учитывать рост автомобилизации, высокие тарифы на железнодорожный транспорт и авиаперевозки, увеличение пассажирских и грузовых перевозок на федеральных трассах, государственную поддержку развития дорожной сети».

Комплекс «Золотой Петушок» предлагает клиентам многоместные номера «стандарт-эконом» по цене 700 рублей за сутки, двухместные номера за 2 тыс. рублей в сутки и апартаменты люкс за 4,9 тыс. рублей. В каждой комнате есть душ, фен, телевизор, кондиционер, сейф, холодильник. В распоряжении автомобилистов бесплатная парковка, бильярд, терминалы оплаты услуг, сауны, солярий и даже тренажерный зал. «На мой взгляд, сейчас на рынке гостиничного бизнеса в России не хватает отелей среднего сегмента, соответствующих уровню 3 звезды, которые могут предложить гостям оптимальное соотношение цены и качества услуг», — отмечает Валерий Гринь.

Интересно, что во многих странах именно в сфере, вокруг и на базе автомобильных путешествий построены целые бизнес-индустрии, семейные традиции. «Такой вид туризма привлекает своей общедоступностью, — подчеркнул глава Росавтодора Роман Старовойт. — Понимая это, мы планируем охватить всю протяженность федеральных дорог страны типовыми придорожными комплексами с качественными и демократичными по ценам гостиницами и мотелями. Также для водителей будет запущено специальное мобильное приложение с информацией о каждом таком объекте, стоимости и наборе предлагаемых услуг и отзывах клиентов». Помимо юга России в настоящее время отмечается интерес автопутешественников к Кольскому полуострову, Камчатке и Карелии. Кроме того, до 2018 года в России предусмотрено создание целых автотуристических кластеров в четырх регионах: «Золотые ворота» в Алтайском крае, «Кяхта», «Байкальский» и «Тункинская долина» в Республике Бурятия, «Всплеск» в Ростовской области и «Задонщина» в Липецкой области.

Туристические компании начинают активно предлагать услуги по организации автопробегов и автоквестов. На растущий спрос реагирует и рынок — в настоящее время на сети федеральных дорог уже функционируют 611 придорожных гостиниц. По мнению участников рынка, в течение трех лет ожидается значительный рост подобных объектов коммерческой недвижимости и увеличение спроса на них со стороны российских и иностранных туристов в связи с проведением в нашей стране Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением