Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Для фильмов и спектаклей хотят ввести общественную экспертизу

Депутаты Санкт-Петербурга подготовили «цензурные» поправки в законодательство
0
Для фильмов и спектаклей хотят ввести общественную экспертизу
Фото со страницы Новосибирского оперного театра на сайте vk.com/operansk
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России предлагают ввести институт предварительной общественной экспертизы спектаклей, фильмов и музейных коллекций. Соответствующие поправки в ближайшее время внесет в Госдуму законодательное собрание Санкт-Петербурга (документ находится в распоряжении «Известий»). Предполагается, что учреждения культуры перед публичным показом должны будут сформировать общественный совет, который даст оценку произведению. Если совет решит, что произведение может быть негативно воспринято верующими (например, из-за нестандартной трактовки религиозных вопросов), то театр, музей, прокатчик фильма или кинотеатр будут обязаны информировать об этом зрителей.

Институт предварительной общественной экспертизы предлагается ввести для кинопрокатчиков, театров, концертных организаций, цирков, а также музеев. Эти учреждения культуры должны будут самостоятельно сформировать общественный совет. Для оценки фильмов совет предлагают сформировать Министерству культуры до выдачи прокатного удостоверения.

В экспертный совет могут войти деятели культуры, представители религиозных организаций, депутаты и т.д. Совет будет рекомендовать произведение к показу без каких-либо дополнительных условий либо с обязательным требованием проинформировать потенциальных зрителей о нестандартной «трактовке религии». Поясняется, что трактовка может быть связана с вероисповеданием, богослужением, религиозными обрядами и церемониями, обучением религии и религиозным воспитанием последователей. Тогда учреждения культуры в афишах и рекламе должны будут предупредить об этом зрителей.

Для того чтобы охватить все сферы культуры, подготовлены поправки в несколько федеральных законов — ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре», ФЗ «О государственной поддержке кинематографии РФ», ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ».

В пояснительной записке подчеркивается, что «законопроект не затрагивает свободу мысли и свободу творчества лиц, которые создают и исполняют произведения, поскольку не предполагается введения запрета на публичное исполнение постановок, фильмов и иных произведений, которые могут быть негативно восприняты верующими».

По мнению автора законопроекта депутата Андрея Анохина, благодаря законодательным изменениям будет меньше конфликтов между религиозными объединениями и  поклонниками ряда художественных произведений и авторов.

— Верующие, если они заранее знают о содержании спектаклей и фильмов, смогут просто не посещать их, при этом они не будут мешать другим гражданам посмотреть эти произведения, — считает Анохин.

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Русской православной церкви (РПЦ), священник Роман Богдасаров уверен, что появление общественных советов пойдет на пользу российской культуре.

— Идея создания общественных советов давно обсуждается. В кинематографе есть понятие «закрытый показ», когда картину смотрят режиссеры, критики. Почему бы не сделать нечто подобное в области сценических постановок и других произведений? Это не цензура с государственным контролем. Само общество, включая представителей традиционных религий, решит, нужно ли произведение в таком виде, — говорит он.

Богдасаров считает, что учреждения культуры могли бы информировать зрителей о нетрадиционной трактовке и смелом ходе режиссера.

— В советское время на экранах были картины, которые высмеивали священнослужителей, но никто не издевался над верой. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» с иронией описываются религиозные вещи (например, там есть фразы: «Замуровали, демоны!» и «Вот что крест животворящий делает!», а также образ царя, который каждый раз крестится при виде незнакомых ему вещей. — «Известия»), но мы понимаем, что это не задевает суть религиозности и не провоцирует конфликтов. Также мы можем сколько угодно цитировать «Сказку о попе и его работнике Балде». В произведениях не должно быть издевательства над верой и убеждениями, осквернения креста или распятия, карикатур и пр., — сказал священник.

Заместитель председателя комитета ГД по культуре, кинорежиссер Владимир Бортко отметил, что государство может влиять на репертуар учреждений культуры с помощью финансовых рычагов.

— Любой предварительный просмотр — это цензура. К чему это всё ведет? Почему кто-то должен говорить режиссеру, что хорошо, а что плохо? Любой режиссер, худрук руководствуется законами России — Конституцией, где написано, что цензуры нет, и Уголовным кодексом РФ. Если нарушить законы, придется отвечать в суде. Постановщики, дирекции театров, если хотят кого-то предупредить, могут сделать это по своей инициативе, — говорит он. — Другое дело, что деньги можно давать тем или другим учреждениям. Государство выступает в виде продюсера и таким способом может влиять на конечный продукт.

Художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров не одобряет предложения депутатов культурной столицы.

— Это опасный путь, — говорит он. — Начнется цепная реакция, которую не остановить: не будет никакой границы, что можно требовать, а что нельзя. Что значит общепринятые вкусы или религиозные ценности? В итоге это будет сплошная вкусовщина. Надо понимать, что наиболее интересные произведения в нашей истории были встречены с враждебностью и непониманием. Если просматривать произведения, то даже «Сказка о попе и его работнике Балде» Александра Сергеевича Пушкина не получила бы положительной оценки. Так мы не досчитаемся многих великих произведений.

Исполнительный директор Союза музеев России Борис Аракчеев отметил, что в музеях действительно иногда представлены экспонаты, которые могут вызвать неодобрение со стороны верующих.

— Коллекции каких-то частных музеев или выставки современного искусства могут не понравиться некоторым верующим. Даже на выставке Фрэнсиса Бэкона в «Эрмитаже» были изображения на религиозную тему, из-за которых могут возмущаться священники. Некоторые могут и «Джоконду» считать посягательством на религиозные ценности. Божественное изображение, которое допустимо в православии, евреи и мусульмане не терпят. Тогда, получается, художники вообще не должны изображать Бога, Христа? Это не значит, что должны быть законы, регламентирующие, что и в каком виде показывать. Почему православный зритель должен иметь приоритет перед обычным посетителем или художником? — недоумевает Аракчеев.

Напомним, что в конце марта депутаты питерского заксобрания уже обращались к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой обязать театры информировать зрителей о том, что в постановках есть нетрадиционные трактовки религиозных ценностей, а также откровенные сцены сексуального характера. На момент публикации материала ответ от руководителя ведомства депутатам не поступил. Поводом для написания обращения стал разгоревшийся в феврале 2015 года скандал вокруг спектакля «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре. Постановка режиссера Тимофея Кулябина вызвала широкий общественный резонанс. 24 февраля 2015 года было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора театра Бориса Мездрича и Тимофея Кулябина. Деятели культуры обвинялись в «умышленном публичном осквернении религиозной или богослужебной литературы или предметов религиозного почитания» (ч. 2 ст. 5.26 Кодекса об административных правонарушениях). Основанием для возбуждения дела стало письмо митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, который сообщил в прокуратуру о «нарушении прав верующих и использовании церковной символики не по назначению» в главном театре города. 10 марта суд закрыл дело в связи с отсутствием состава правонарушения. Мездрич и Кулябин были оправданы.

В правительстве и других органах власти рассматривают предложения, как не допустить появления оскорбительных и негативно-провокационных постановок в государственных театрах за бюджетные деньги. Общественная палата РФ в апреле предложила создать при Министерстве культуры художественный совет, который бы выносил вердикт по репертуарам исключительно в гостеатрах, финансируемых из бюджета страны.  


Комментарии
Прямой эфир