Новости, деловые новости - Известия
Среда,
29 июня
2016 года

Банки и клиенты снова жалуются на сбои в работе НСПК

Клиенты испытывают проблемы при пополнении карт, выпущенных одним банком, через интернет-банк или банкомат другого

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов

Национальную систему платежных карт (НСПК) продолжает лихорадить. Очередной технический сбой в ее работе привел к тому, что некоторые клиенты Сбербанка, ВТБ24 и других банков не могли пополнить свои карты платежных систем Visa и MasterCard (США). Речь идет о переводах на карту одного банка через интернет-банк или банкомат/терминал другого (стороннего) банка. Об этом «Известиям» рассказали пострадавшие клиенты.

— При проведении указанных трансакций выдается ошибка — Card number not on file, в результате чего перевести деньги на карту Visa/MasterCard некоторых банков дистанционно не получается. Переводы средств возвращаются. В результате несколько клиентов не смогли внести платеж по кредиту и были вынуждены идти в отделения своего банков и вносить деньги через кассу. Проблемы с переводами на карты Visa/MasterCard Сбербанка, ВТБ24 и других банков появились с субботы — 2 мая, — подтвердил информацию клиентов один из банкиров. 

Источник, близкий к ЦБ, пояснил «Известиям», что «соответствующие отказы вызваны проблемами в соединении между НСПК и банками-эмитентами, то есть Сбербанком и ВТБ24». Собеседник уточнил, что технические сбои при взаимодействии НСПК банками обусловлены тем, что у крупных кредитных организаций несколько хостов процессинга (host позволяет проводить трансакции по пластиковым картам). По словам источника, НСПК подключила пока только по одному хосту процессинга у Сбербанка и ВТБ24 по картам Visa и MasterCard, в результате чего многие клиенты, операции по картам которых проходят через другие хосты, столкнулись с проблемами с переводами средств с карт сторонних банков.

Это не первый технический сбой в НСПК с момента начала ее работы — 1 апреля. Первый крупный технический коллапс в работе НСПК произошел в ночь на 29 апреля. Тогда из-за сбоя в системе ЦБ не обслуживались операции по картам MasterCard и Visa на протяжении более чем 4 часов, ориентировочно с 2.30 до 7.15 мск.

— Действительно, этот сбой был,— официально заявил 29 апреля утром гендиректор НСПК Владимир Комлев. — Мы заняты анализом причин произошедшего. Могу только сказать, что это не системный сбой. Он не носил системного характера, то есть это не программное обеспечение, не архитектура системы, то есть эти факторы не влияли. Сейчас все ведущие эксперты с рынка и из нашей компании, из Центрального банка задействованы для того, чтобы максимально точно, глубоко определить причины, вызвавшие этот сбой и, соответственно, быстро разработать дальнейший план работ по недопущению аналогичных проблем в будущем.

Сбой 29 апреля коснулся работы НСПК по всей России, и если в Москве это произошло ночью, не создав значительных неудобств для клиентов, то для жителей других регионов проблема оказалась ощутимой. В результате этого сбоя у банков в регионах продолжали работать только внутренние операции банка и партнеров, которые проводятся без авторизации в НСПК.

До указанных проблем ряд зарубежных банков, в частности Райффайзенбанк и Юникредитбанк, предупреждали своих клиентов о вероятных затруднениях в рамках перехода на НСПК и просили отнестись с пониманием к проблеме. Российские банки, среди которых Сбербанк, ВТБ24 и «Ренессанс Кредит», не прогнозировали проблем при переходе на НСПК. Ситибанк до сих пор ведет обслуживание через зарубежный процессинговый центр MasterCard, но клиринг (закрытые трансакции) проходят по НСПК. Именно по этой причине все банкоматы Ситибанка не принимают пока карточки банков, попавших под санкции Запада.

Официальный представитель НСПК Елена Бочарова отказалась от комментариев.

— Все сервисы Сбербанка работают в штатном режиме, — прокомментировали в пресс-службе Сбербанка. —  Массовых сбоев мы не подтверждаем. По каким-либо конкретным случаям готовы разбираться индивидуально.

Представитель пресс-службы ВТБ24 Илья Александров заявил «Известиям», что абсолютное большинство операций по пополнению карт банка происходит клиентами ВТБ24 именно через банкоматы и интернет-банк банка ВТБ24, это внутренние операции.

— В случае невозможности выполнить перевод на карту ВТБ24 с помощью интернет-банка или банкомата другого банка, вероятно, следует обратиться в этот банк, — считает Александров. — Массовых жалоб от клиентов ВТБ24 о том, что у них есть какие-то сложности при денежных переводах на карты других банков, у нас нет, всё в штатном режиме.

В банках, где обслуживаются пострадавшие клиенты, планируют обратиться с жалобой в НСПК от лица собственно кредитной организации и граждан, у которых возникли проблемы.

— Пострадавшие клиенты и банки, через сервис которых невозможно пополнить карты Сбербнка и ВТБ24, должны обратиться с жалобами в банки-эмитенты карт, а также в НСПК — тогда стартует процесс расследования ситуации. Пока обращений нет, никто ничего делать не будет. В настоящее время речь уже о сотнях пострадавших за пять дней, — говорит источник в ЦБ.

Главный аналитик компании UFS Investment Company Илья Балакирев отмечает, что новый технический сбой в НСПК мможет быть связан как с настройками НСПК, так и с процессинговыми центрами самих банков.

— В любом случае проблемы в работе системы выглядят более чем закономерными, учитывая масштабы нагрузки и то, что такая работа внутри страны фактически делается впервые и в крайне сжатые сроки, — говорит Балакирев. — Ситуация может быть достаточно тяжелой для отдельных клиентов банков, поскольку, таким образом, не может быть реализована, например, оплата очередных взносов по кредитам.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что из-за навязанного международным платежным системам «сотрудничества» с недоработанной НСПК, Visa и MasterCard, а также и банки-эмитенты карт несут серьезный репутационный ущерб.

— Эта ситуация показывает, что импортозамещение — палка о двух концах, — говорит Осадчий. —  Вместо того чтобы тщательно отработать механизм НСПК, качественно проверить ее работоспособность в ограниченном масштабе, сразу допустили систему к работе в национальном масштабе. В итоге — неоднократные масштабные сбои.

НСПК создана Центробанком для гарантии того, что РФ и отдельные российские банки не будут отключены от платежных систем. Прецедентом, побудившим к скорейшему созданию национальной платежной системы, стало отключение российских банков от процессинговых центров Visa и MasterCard из-за санкций правительством США. НСПК с 1 апреля 2015 года осуществляет все внутрироссийские операции по картам Visa и MasterCard. Выпуск собственных карт НСПК начнет к концу 2015 года. По словам главы компании Владимира Комлева, долю собственных карт на российском рынке к 2018 году компания планирует довести до 50%.

Известия // четверг, 7 мая 2015 года

Банки и клиенты снова жалуются на сбои в работе НСПК

Банки и клиенты снова жалуются на сбои в работе НСПККлиенты испытывают проблемы при пополнении карт, выпущенных одним банком, через интернет-банк или банкомат другого

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке