Недорогие мои старики

Украинское правительство внесло в парламент законопроект об изменении пенсионной системы в стране. По задумке чиновников, реформа должна создать альтернативу нынешней солидарной пенсионной системе, терпящей крах из-за демографических реалий и скудных финансовых возможностей государства. Однако, внимательно ознакомившись с сутью документа, становиться понятно – альтернатива не станет панацеей.
Чиновники спешат. Дата запуска обязательной накопительной пенсионной системы назначена на 1 января 2017 года. Хотя, очевидно, что ее нужно сдвинуть хотя бы на два года вперед. Переходить ко второму этапу пенсионной реформы рационально только в фазе устойчивого экономического роста. Кстати, в украинском законодательстве есть норма, согласно которой переходить ко второму уровню пенсионной системы можно только тогда, когда два года подряд рост ВВП составляет не менее 2%. А даже по официальным (обычно не выполнимым из-за чрезмерного оптимизма) прогнозам, в 2016 году украинская экономика вырастет лишь на 2%, и это после 12% падения за 2014–2015 годы. Планировать переход к накопительной пенсионной системе только в зародыше восстановления экономики – плохая идея.
Впрочем, такую спешку не сложно объяснить. Министр социальной политики Павел Розенко уже заявил, что в первый год накопительной системы к ней присоединятся 6 млн украинцев, что позволит привлечь 5 млрд грн. Именно эти деньги, очевидно, и привлекают чиновников, неспособных создать элементарные условия для того, чтобы люди добровольно инвестировали в страну свои сбережения.
Фактически же, навязывая пенсионную реформу, власти обманывают людей, поскольку будущему пенсионеру, в отличии от правительства, реформа никаких выгод не несет. При нынешнем уровне социальных стандартов, в последний раз повышавшихся в 2013 году, человек за всю свою трудовую жизнь сможет накопить очень незначительную сумму.
По последним известным официальным данным, средняя зарплата в Украине в 2016 году составит 4367 гривен в 2016 году и 4935 гривен в 2017 году. Отчисления в накопительную систему в среднем составят 5% (2% в 2017 с повышением до 7% в 2022). Значит, исходя из современного уровня зарплаты в примерно 5 тысяч гривен, за 35 лет трудового стажа гражданин сможет накопить лишь 140 тысяч гривен (меньше 7 тысяч долларов по нынешнему курсу). И это без учета инфляции. Конечно, в масштабах государства, которое станет бенефициаром этих огромных средств, и эта сумма хороша. Но для простого человека проблема выживания на пенсии решена не будет. Для этого вместе с пенсионной реформой нужно проводить и реформу оплаты труда, и развития бизнеса, и детенизации экономики.
Следующая проблема – неразвитый финансовый рынок, отсутствие инструментария вложений длинных денег. Украинский финансовый сектор более чем на 90% состоит из банковской системы, остальные его участники пока заметной роли в экономическом развитии не играют. Доверие же к банкам уничтожено. Доверие к национальной денежной единице подорвано. Инфляционные процессы слабо контролируемые. И вовсе не понятно, в какие институты финансового рынка будут вкладываться деньги пенсионеров, кроме государственных бумаг страны-банкрота.
Не приходится говорить и об институциональной готовность самого государства. Ему еще предстоит определиться: кто будет осуществлять надзор за управляющими пенсионными деньгами, кто будет нести ответственность за защиту пенсионных вкладов. Ответа на эти вопросы проект правительства не дает.
Пенсионные средства — это не те средства, с которыми можно играть, экспериментировать, создавая новые инвестиционные продукты, инструменты. Понимая это, украинское правительство и не торопилось с введением второго, накопительного, уровня пенсионной системы. За последние 10 лет Украина переживает второй серьезный экономический кризис. Если брать период с начала 2000-х, то цены увеличились более чем в 5 раз. Поторопись мы провести реформу, пенсионные средства были бы просто «съедены».
Смысл пенсионной реформы не только в том, чтобы сбалансировать доходы и расходы Пенсионного фонда или помочь правительству привлечь деньги в экономику. Куда важнее – создать справедливую систему пенсий, дающую возможность не доживать, а жить в преклонном возрасте. Предложенная нынешней властью концепция пенсионной реформы эту задачу выполнить не в состоянии.