Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
1 октября
2016 года

Общественный совет Минобрнауки выступил против инициативы Яровой

Эксперты считают, что введение единых учебников по нескольким предметам ведет к нарушению конституционных прав учителей и идет вразрез с действующим образовательным курсом

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Общественный совет при Минобрнауки подготовил официальное заявление на внесенный на прошлой неделе в Госдуму законопроект, предполагающий введение единых учебников по математике, истории России, литературе и русскому языку. Законопроект внесла депутат «Единой России» Ирина Яровая, по мнению которой подобная новелла позволит избежать дискриминации школьников, дав тем самым всем учащимся одинаковый объем знаний. Предложение парламентария касаются внесения поправок в закон «Об образовании» и «Контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По ее мнению, сегодня школам «приходится подстраиваться» под имеющиеся учебники в отсутствии единых учебных материалов, что, в свою очередь, влияет на образовательный процесс.

В заявлении общественного совета при Минобрнауки выражено явное беспокойство действиями парламентария. По мнению членов совета, предлагаемый законопроект касается сложных и наболевших проблем и подобные изменения могут привести к катастрофическим последствиям для системы образования.

«Введение так называемого базового содержания в структуру стандартов как механизма контроля и надзора, приведет к еще более мелочной, детальной и бессмысленной регламентации работы учителей. К тому же президент РФ В.В. Путин уже давал поручение об определении в имеющихся школьных образовательных стандартах базового содержания без изменения их структуры. Ограничение числа учебников до одного по «Математике», «Русскому языку», «Литературе» и «Истории России» и обязательность их использования сделают невозможность обучение детей с разными потребностями (ограниченными возможностями здоровья, одаренных ребят и т.д.) и, главное, использование различных методических подход учителей. Это также входит в конфликт с 44-й статьей Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу преподавания», — говорится в заключении совета.

В документе также указывается, что предлагаемые изменения требуют широкого общественного обсуждения и тщательного анализа их последствий, а сам законопроект противоречит не только различным стратегическим документам о развитии образования, но и складывающейся общемировой практике регламентации выбора учебной литературы, стандартизации образования.

«Не поддерживаем и считаем невозможным его принятие в действующей редакции», —  подчеркивают члены совета.

Среди подписавших заключение на законопроект — Виктор Болотов (научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ), Евгений Ямбург (заслуженный учитель РФ, глава Центра образования № 109), Виктор Лошак (директор по стратегии Издательского дома «Коммерсант»), Майя Пильдес (народный учитель России, директор гимназии № 56), Сергей Волков (учитель Центра образования № 57) и др.

Директор департамента информационной политики Минобрнауки Анна Усачева пояснила «Известиям», что цель предлагаемого законопроекта — обеспечение единства образовательного пространства и реализация единой государственной политики в области образования, что совпадает с целью Минобрнауки, однако инструментарий, предложенный данным законопроектом для ее достижения, весьма спорен и требует серьезного обсуждения.

— Подчеркнем, что многообразие учебной литературы никак не препятствует созданию единства и непрерывности образования, а использование разных источников информации зачастую только усиливает предметные знания на всех уровнях образования. И хороший учитель, как правило, использует далеко не один учебник. Содержание образования отражается не конкретным учебником, а образовательной программой, разрабатываемой школой, и крайне важно, что в этом процессе сегодня могут участвовать при желании и сами родители, — говорит Усачева.

Было также отмечено, что сегодня уже существуют примерные образовательные программы, разработанные учителями и прошедшие широкое общественное обсуждение с учетом более 70 тыс. предложений, есть базовые требования к содержанию образовательных программ и Федеральные государственные образовательные стандарты.

Известия // четверг, 21 мая 2015 года

Общественный совет Минобрнауки выступил против инициативы Яровой

Общественный совет Минобрнауки выступил против инициативы ЯровойЭксперты считают, что введение единых учебников по нескольким предметам ведет к нарушению конституционных прав учителей и идет вразрез с действующим образовательным курсом

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке