Минкультуры будет продвигать российское кино в ЮАР и Китае

Министерство культуры определилось со списком стран, в которых при его поддержке в 2015 году пройдут мероприятия по продвижению российского кино. По сравнению с прошлыми годами из списка выпали США, Канада, Прибалтика и многие страны Западной Европы.
Основной упор будет сделан на Балканские страны (Сербия, Словения), а также Венгрию и Словакию; ряд стран ближнего зарубежья (Абхазия, Азербайджан), азиатские страны (Китай, Монголия, КНДР) и Латинскую Америку (Бразилия и Куба). Впервые при поддержке министерства фестивали и недели российского кино пройдут в Северной Корее, Южно-Африканской Республике, Приднестровье, Абхазии, а также в рамках перекрестного года — в Монако. Всего в этом году программа по продвижению должна охватить 22 страны.
Как пояснили «Известиям» в министерстве, репертуар будет состоять из национальных фильмов последних 2–3 лет. Среди них — военно-патриотическое кино («Битва за Севастополь», «Сталинград», «Батальон», «22 минуты»), спортивные драмы («Чемпионы», «Легенда № 17»), комедии («Легок на помине»), боевики («Спираль») или фестивальные хиты («Белые ночи почтальона Тряпицына»). Кроме того, в связи с 70-летием Победы в ряде стран пройдут показы советской классики о Великой Отечественной войне — например, в Абхазии, где запланированный фестиваль будет полностью состоять из военно-исторических фильмов.
Кроме того, в рамках международного сотрудничества Минкультуры финансово поддержало проведение фестиваля китайского кино в Москве и Калининграде (20 мая – 3 июня), фильмом открытия которого стал фильм «Балет в пламени войны» Дуна Ячуна, снятый при участии Никиты Михалкова. На вторую половину года запланирован аналогичный фестиваль в Москве из фильмов Северной Кореи.
Гендиректор «Ленфильма» Эдуард Пичугин считает, что движение на Восток и в страны Ближнего зарубежья вполне оправданно.
— Бывшие страны Организации Варшавского договора — самая благодатная почва для продвижения российского кино. В Америке мы никому не нужны, кроме достаточно узкого русского комьюнити. А в этих странах до сих пор российская культура может найти отклик, — отметил Эдуард Пичугин. — То же самое — в Китае. Многие поколения там выросли на советских фильмах, а люди постарше даже смогут напеть «Катюшу». И интерес этот сохраняется до сих пор — достаточно посмотреть на прокатные результаты «Сталинграда».
Политолог, профессор ВШЭ Юлий Нисневич считает, что в данном случае культура следует за политикой.
— Когда идет сокращение средств, выбирают всё самое дешевое и отказываются от самого дорогого. И провести неделю российского кино в Абхазии, наверное, дешевле, чем в Нью-Йорке. Хотя здесь мотив скорее политический. Очевидно, что «мягкое» продвижение российской культуры на Запад теперь осложнено и высок риск обструкции — поэтому логично переориентироваться на страны, где такой опасности нет, — рассказал эксперт.
Киноаналитик Даниил Дондурей также полагает, то существующая программа сформирована политической повесткой и игнорирует налаженные культурные связи.
— Сближение с Китаем или многими другими странами из этого списка имеет свои пределы. Жители России, хотим мы этого или нет, ощущают себя европейцами, европейски мыслят и не чувствуют близости с азиатской культурой, — уверен эксперт.
География, а также финансирование продвижения российского кино неуклонно сокращались в последние годы — в 2013 году мероприятия проходили в 35 странах (общая сумма затрат составляла 169,8 млн рублей), в 2014 году — 26 (117,3 млн), в 2015-м — 22 страны и 96,7 млн рублей. Цена госзакупки на проведение недели российского кино в зависимости от страны варьируется от 500 тыс. до 2,5 млн рублей. Секвестр бюджета не коснулся ряда традиционных фестивалей российского кино — в городе Онфлёр (Франция), «Россия в гостях у Эссена» (Германия), «Русский ренессанс» в Улан-Баторе (Монголия).