Новости, деловые новости - Известия
Воскресенье,
26 июня
2016 года

Учиться по-новому

Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

В Москве завершается экспертиза заявок на конкурс «Инновации в образовании» (КИвО) — его второй год подряд организует Институт образования Высшей школы экономики при поддержке Агентства стратегических инициатив. «Известия» решили выяснить — что дают подобные состязания их участникам, отечественной системе образования и стране в целом.

Лучшие проекты будут представлены инвесторам и широкой публике. Победитель конкурса получит travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, призы в отдельных номинациях подразумевают зарубежные стажировки и финансовую поддержку. «В этом году к нам поступило 687 заявок из 154 городов 16 стран мира. Это на 100 заявок больше, чем в прошлом году, — рассказывает Диана Королева, директор конкурса. — Наибольшее число проектов пришло из городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Томск, Самара, Набережные Челны, Кемерово, Саратов. Для экспертизы заявок сформирована команда высококвалифицированных специалистов, экспертов в разных областях: экономика и управление образованием, игровые и интерактивные технологии, дополнительное образование и воспитание, инженерные науки, дошкольное, школьное и высшее образование. Как и в прошлом году, мы планируем выбрать 25–30 команд, которые пройдут в полуфинал и примут участие в Летней школе. Осенью пройдет финал конкурса в рамках международной конференции по изучению инноваций в образовании».

Внедрение инноваций в образование — процесс, необходимый любому государству. По заключениям экспертов, на долю образования и эффекта от применения новых знаний приходится порядка 15–20% прироста национального дохода. Окупаемость подобных инвестиций сравнительно невелика — от трех до пяти лет. Специалисты уверяют: этот конкурс — поистине уникальная возможность для инноваторов проявить себя. «Как показывает практика, участие в нем принимают и представители системы образования или люди, которые хотят что-то делать для этой сферы, а также пройти образовательную и бизнес-экспертизу, — поясняет Диана Королева. — Ведь бизнес — это НЕ деньги в прямом смысле, а своеобразная «упаковка» проекта, в том числе для представления его государству. Кроме того, это шанс попасть в «свою» социальную среду, найти единомышленников, для инноваторов это крайне важно».

Впрочем, преследует конкурс и еще одну, научную, цель. Для экспертов в сфере образования это и показательный материал для исследований, возможность, что называется, оценить «инновации снизу», посмотреть на идеи, которые не спускаются властными структурами, а рождаются на местах. Не случайно в Институте образования Высшей школы экономики параллельно с проведением конкурса пытаются составить портрет инноватора. По итогам прошлого года он вышел весьма симпатичным: инноватор оказался самостоятельной, благожелательной личностью, готовой рисковать, открыто осваивать новое, с позитивным настроем, желанием мира во всем мире, общего благополучия. В прошлом году среди участников конкурса треть (33,8%) составляли сотрудники необразовательных учреждений, 29,1% — преподаватели вузов и колледжей, 25,6% — школьные учителя. В состязании также приняли участие студенты (27%) и даже школьники (7%).

В настоящее время в рейтинге государств по уровню развития инноваций в образовании позиции России скромны. В прошлом году наша страна заняла в нем 49-е место — между Таиландом и Грецией. Среди проблем, которые мешают подняться в этом ранжировании выше, специалисты отмечают затруднения в развитии внутреннего рынка, несовершенство институтов, низкие показатели творческой деятельности, инфраструктурные проблемы. Правда, даже при этом в минувшем году результат России был гораздо лучше, чем годом ранее, когда она оказалась в рейтинге ниже на 13 пунктов. «Наше образование остро нуждается в инноваторах — в тех, кто работает внутри системы и приходящих извне, — отметил Александр Сидоркин, директор департамента образовательных программ Института образования Высшей школы экономики, член жюри конкурса «Инновации в образовании». — Мы не очень хорошо понимаем, как производятся и распространяются инновации в образовательной среде, поэтому Институт образования НИУ ВШЭ создал специальный Центр изучения инноваций в образовании. Надеемся внимательно изучить опыт инноваторов — участников конкурса. Мы также хотели бы увидеть больше инноваторов среди студентов магистратуры и аспирантов института. Опыт показывает, что из них получаются успешные исследователи».

Пока что рассказывать об интересных проектах, представленных на конкурс в этом году, организаторы категорически отказываются. Интрига будет сохраняться до 2 июня — того дня, когда официально объявят полуфиналистов. Что касается 2014 года, то отличный социальный проект представили победители номинации «Образ жизни». Они презентовали хостел для подростков, где ребята из детских домов смогут учиться самостоятельной жизни и профориентации. «Кроме того, классная идея была связана с заменой всего рекламного контента, всплывающего в играх и других приложениях на смартфонах, на образовательный контент при установке определенного приложения», — рассказала Диана Королева. Был презентован и проект Easy Russia — облачный ресурс, который позволяет иностранным студентам, намеревающимся учиться в России, получить подробную информацию о нашей стране.

На правах рекламы
Известия // четверг, 28 мая 2015 года

Учиться по-новому

Учиться по-новому

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке