Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
1 июля
2016 года

Росстат: кинотеатры и бары стали популярнее церквей и спортзалов

За последние годы по демографическим причинам произошел кардинальный сдвиг в поведении среднестатистического россиянина

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Росстат провел исследование, в котором в одном контексте спросил граждан старше 15 лет, куда они регулярно выбираются в свободное время: в кинотеатры, места общепита, церковь, музеи и др. По сравнению с первым таким исследованием, проведенным в 2011 году, в сентябре 2014-го церкви потеряли пальму первенства, пропустив вперед сразу и кинотеатры, и рестораны с кафе и барами по процентному соотношению регулярных посетителей. С этими тенденциями связана и различная информационная активность со стороны РПЦ в последние годы: так, весной 2015 года руководство РПЦ поменяло отношение к социальным сетям и завело аккаунт «ВКонтакте».

Росстат нашел население менее спортивным и менее религиозным

Как следует из результатов опросов 2011 и 2014 годов (есть у «Известий»), россияне за этот срок стали отдавать большее предпочтение кинотеатрам, барам, кафе, театрам, музеям и концертам, и меньшее — спортивным мероприятиям и религиозным учреждениям (проводилось анкетирование с закрытым перечнем вопросов, следует из материалов Росстата).

По последним данным, «за последние 12 месяцев регулярно» посещали «религиозное учреждение (или встречу верующих)» 8,5% россиян, тогда как в 2011 году показатель составлял 10,4%. Кинотеатры и рестораны, кафе, бары стали самыми популярными местами досуга — у них было по 10% россиян в 2011 году, теперь это 10,9% и 11,5% соответственно.

Сегодня в среднем лишь каждый двенадцатый россиянин посещает церковь. Доля пожилых людей наиболее внушительна и составляет от 11,3% в группе (55–59 лет) до 25,4% в группе 70+ (см. инфографику).


Спортивные мероприятия в качестве зрителей потеряли 0,5 процентного пункта (4,8% респондентов заявили о регулярном посещении), но снизился не только зрительский интерес к спорту: Росстат задавал также отдельный вопрос о занятии какими-либо видами активного отдыха. Этот показатель в 2014 году опустился ниже 50%, до 49,6% (в 2011-м — 50,1%). По тем, кто ответил утвердительно, зафиксирован рост любителей фитнеса (на 3%, до 13%) и плавания (с 18 до 20%), но упали значения занимающихся спортом на открытом воздухе, число любителей походов и участников спортсекций. Вместе с тем выросла доля россиян, которые за последние 12 месяцев отправлялись в турпоездки (с 19 до 24%; также задавался отдельный вопрос).

По словам представителя Росстата Ирины Харламовой, в 2014 году было обследовано 60 тыс. домохозяйств, в то время как 2011 году — всего 10 тыс., что позволило сделать исследование более репрезентативным. Они отметила, что прошлогодним исследованием было охвачено 113 тыс. человек. Поэтому на основании данных 2014 года удалось сделать разбивку по предпочтениям разных возрастов среди трудоспособного населения. Получилось, что всего 5% опрошенных в возрасте 15–55 лет регулярно посещают храмы (3,1% в возрасте 16–29 лет).

Религиозные учреждения регулярно посещают 4,6% мужчин и 10,5% женщин. Сообщили, что нерегулярно посещали храмы в 2014 году 14,1% мужчин и 30,3% женщин. Чаще всего религиозные учреждения посещают в сельских населенных пунктах с населением более 5 тысяч человек, 14%.


РПЦ не видит конкурента в «главном из искусств»

Как отметила профессор Центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН Мария Мчедлова, представления о том, что верующие — это бабушки в платочке, устарели. В целом она не удивилась полученным Россатом результатам: по предварительным данным ее центра (исследование будет опубликовано осенью), религиозные учреждения регулярно посещают порядка 14% россиян.

— Нужно сказать, что сегодня верующих очень много в молодежной среде. От чего зависит степень религиозности — ученые сегодня точно не знают; ясно только, что сегодня степень религиозности с уровнем образования не связана. Сегодня нельзя сказать, что верующий — это забитый и неграмотный пожилой человек. Впрочем, в мелких населенных пунктах, далеких от центров власти и развития, именно батюшка и церковь (и представители других религий) решают многие социальные вопросы, — говорит Мчедлова.

Культуролог Эльгена Молодякова, замдиректора Института востоковедения РАН, считает, что зафиксированные Росстатом изменения показывают больший интерес россиян к жизни и стремление получать от нее удовольствие (рост показателей по туризму и посещению ресторанов и баров). Однако она не считает, что кинотеатры могут составить идеологическую конкуренцию религиозным мероприятиям.

— За новинками и экспериментами в кинотеатры и театры ходит молодежь в больших городах. В других местах кино менее популярно. Я не вижу перспектив у кино. А в трудные времена, как сегодня, к религиозным мероприятиям всегда очень высокий интерес, особенно, к сожалению, к различным сектантским культам. Это вызывает у меня большее опасения, тем более что напористые сектанты умеют очень «результативно» работать с населением, — говорит Молодякова.

— Не секрет, что сегодня молодежь потянулась в кинотеатры, потому что там сегодня можно относительно дешево провести время не только за просмотром фильма, но и за общением, — отметил в разговоре с «Известиями» руководитель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. — Кинотеатры с церковью скорее не конкуренты, а часть общей нарождающейся сети. Например, во многих приходах сегодня есть киноклубы. Я сам несколько раз с прихожанами проводил киноклуб, где мы обсуждали фильмы. Но сам факт того, что люди посещают кинотеатры, должен заставить государство и общество задуматься о том, что в прокате должна прослеживаться какая-то политика. Сегодня нередко останавливают совсем уж чудовищные фильмы. Но ограничений мало, к тому же надо думать над созданием фильмов, которые бы формировали бы нравственного и патриотичного и просто думающего человека.

Чаплин добавил, что потрясен большим количеством посещающих религиозные учреждения.

— Мне не кажется, что цифры регулярно посещающих церкви, синагоги и мечети настолько велики. Это более высокий показатель, чем во многих странах, где религиозная традиция не прерывалась, — говорит Чаплин.

Церковь ищет связь с молодыми в соцсетях

Первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Гасак связывает уменьшение тех, кто посещает храм, с тем, что часть прихожан пенсионного возраста просто умирает. Он надеется на молодежь.

— У молодых людей интерес к церкви более мобилен. Сейчас интерес по сравнению с 1990-годами у молодых людей выше, вопросов о духовной жизни больше. Хотя и критическое отношение к церкви у молодежи очень высоко. Выходит противоречие: с одной стороны — духовные запросы, а с другой стороны — критика церковной организации. Возможно, это связано с какими-то скандалами в прессе. Также в большой степени отношение к РПЦ формируется последствиями советского времени, негативного отношения со стороны общества и государства. Священнослужителям запрещалось какое-либо взаимодействие с прихожанами по духовным и религиозным вопросам, поэтому многие в церкви просто разучились вести службу, — считает Гасак.

Декан факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Игоря Рязанцева также считает, что идет медленный рост числа воцерковленных, особенно в молодежной среде.

В поисках молодежи РПЦ старается соответствовать времени. 24 мая патриарх Кирилл зарегистрировал аккаунт в социальной сети «ВКонтакте» — в День славянской письменности и культуры и памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

— Церковь хочет разговаривать на доступном и понятном молодежи языке. Это рассчитано на молодежь из невоцерковленных семей. Вопрос в наполняемости контента социальных сетей, которую будет представлять РПЦ, — заметила Мчедлова.

Чаплин подчеркнул, что поворот к социальным сетям не выглядит неожиданным. По его словам, это результат последовательной политики в сфере коммуникации со стороны РПЦ еще с 1990-х годов.

— Никакого поворота к социальным сетям нет, там всегда присутствовали священники. Религиозные общины стали создавать сайты одними из первых. Над первым церковном сайтом мы работали в 1997 году, а компьютеризация церковных учреждений началась в 1990 году. Соцсети — это довольно лукавый мир. Иногда реальность, которая выстраивается в некоторых секторах этих сетей, не отражает реальности в обществе. И не только потому, что они специально модерируются кем-то, но еще и потому что стараются жестко фильтровать общение по принципу свой-чужой. Люди атомизируются в соцсетях быстрее, чем в реальном мире, где они вынуждены общаться с не всегда удобными им людьми на работе или в быту, а порой и в семье. Но тем не менее присутствовать РПЦ в соцсетях надо. Свидетельствуя, проповедуя, очень важно только не подлаживаться под вкус той или иной сетевой тусовки, а продолжать быть самим собой, — говорит Чаплин.

Эклектика веры россиян

По данным Института социологии РАН, по уровню доверия православная церковь занимает четвертую позицию (50%) после президента РФ (78%), российской армии (62%) и правительства РФ (56%), но Мчедлова отмечает размытость и неясность религиозного сознания.

— Россияне по-разному определяют религиозность. Кто-то уверен, что православные должны посещать храм, кто-то считает, что можно общаться с богом только молитвой и для них это показатель глубокой религиозности. Многие атеисты верят в бога, — говорит Мчедлова, поэтому она не рекомендует делать далеко идущих выводов из подобных исследований.

Так, согласно другому исследованию центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН (в 2014 году), больше всего в существование НЛО верят верующие вне конфессий — 33%, 22% православных, 18% мусульман и 16% атеистов. 39% не принадлежащих ни к одной из конфессий также верят в колдовство и магию, подобных убеждений придерживаются 31% православных, 27% мусульман и 11% атеистов.

Как ни парадоксально, 12% российских атеистов верят в Бога и по 5% — в черта и загробную жизнь, а 18% православных, 15% мусульман и 6% атеистов верят в переселение душ. Оценить степень противоречивости мировоззрений россиян можно по приведенной таблице:


Известия // понедельник, 1 июня 2015 года

Росстат: кинотеатры и бары стали популярнее церквей и спортзалов

Росстат: кинотеатры и бары стали популярнее церквей и спортзаловЗа последние годы по демографическим причинам произошел кардинальный сдвиг в поведении среднестатистического россиянина

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «РПЦ»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке