Московские репетиторы зарабатывают в три раза больше учителей

Репетиторы в Москве зарабатывают в три раза больше учителей — в школе средняя зарплата составляет от 35 тыс. до 60 тыс. рублей, а частник, проводя ежедневно четыре урока, может получить от 80 тыс. до 160 тыс. рублей за месяц. К таким выводам пришел исследовательский центр рекрутингового портала Superjob, проанализировав преподавательский рынок труда (результаты исследования находятся в распоряжении «Известий»). Но несмотря на финансовые преимущества, далеко не все готовы отказаться от основной работы в пользу репетиторства, поскольку, находясь в свободном плавании, репетитору приходится самому привлекать учеников, рекламировать себя и разрабатывать программы обучения.
При анализе зарплаты учителей в расчет принимались не только должности в обычных школах, но также специализированных учебных центрах, музыкальных школах и пр. Средняя зарплата учителя в Москве колеблется от 35 тыс. до 60 тыс. рублей в месяц в зависимости от предмета. Так, например, преподаватели математики и физики получают 40–60 тыс. рублей, русского языка — 35–60 тыс., английского языка — 35–57 тыс. Меньше всего ценятся учителя музыки — их доход составляет 35–50 тыс. рублей в месяц.
Репетиторы же за час занятий просят в среднем от 0,9 тыс. до 1,8 тыс. рублей. Как поясняют специалисты исследовательского центра, расценки зависят от предмета и от других факторов: индивидуальные занятия, а также уроки с выездом к ученику будут стоить дороже. Средняя ставка репетитора по русскому языку составляет 0,8–1,3 тыс. рублей, тогда как, например, за занятия английским придется заплатить 1–1,7 тыс. рублей.
«Приведенные цены предполагают занятия по школьной программе в течение года. Если требуется подготовка к экзаменам, цена может быть поднята на 20–25%. Также дороже стоит обучение студентов по программе вуза. Репетитор английского языка может предлагать занятия для корпоративных клиентов, тогда стоимость может быть в полтора-два раза выше», — говорится в отчете.
Если репетитор в день занимается с четырьмя учениками пять дней в неделю, он может зарабатывать от 80 тыс. до 160 тыс. рублей в месяц. При этом если «частник» официально оформляет свою деятельность, то расходы на это составят чуть больше 30 тыс. рублей в год: патент для индивидуального предпринимателя — 11,1 тыс. рублей, а также отчисления в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования по минимальной ставке — 20,7 тыс. рублей.
Эксперты центра отмечают, что, несмотря на очевидные финансовые преимущества, далеко не все готовы отказаться от основной работы в пользу репетиторства, поскольку индивидуальный преподаватель в таком случае не только дает уроки по своему предмету, но и самостоятельно привлекает учеников и обеспечивает место для занятий.
«При этом в отличие от школьного учителя частный репетитор не может рассчитывать на методическую поддержку и своевременное информирование об изменениях в программе и порядке сдачи экзаменов: всю эту информацию репетитор отслеживает самостоятельно. Поэтому, несмотря на высокие доходы репетиторов, многие преподаватели предпочитают работать в школе, оставляя для репетиторства сравнительно немного времени», — говорится в отчете.
Учитель истории и обществознания, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов рассказал, что только примерно треть школьных учителей занимается репетиторством.
— Недавно был проведен масштабный опрос, результаты которого показали, что меньше трети педагогов подрабатывают репетиторством, хотя в обществе есть мнение, что частными уроками занимается чуть ли не каждый. Это связано с большой нагрузкой. Многие учителя работают на 1,3–1,5 ставки (ставка — 36 часов в неделю). Чаще всего подрабатывают молодые учителя, которые более мобильны и активны. Учителям советской закалки иногда вообще сложно перестроиться на формат занятий тет-а-тет, они привыкли работать с аудиторией, — говорит он.
По мнению Демидова, на рынке репетиторства вскоре может произойти спад цен.
— Сейчас активно развивается онлайн-репетиторство, где цены больше привязаны к региональному уровню, то есть это уже не 1,5 тыс., а 400 рублей. Развитие занятий по скайпу несет большую угрозу рынку, скорее всего, произойдет мощное падение цен. Кто-то будет работать в группах через скайп, чтобы не завышать цену, но при этом сохранить свои доходы, — говорит Демидов. — Кроме того, с дальнейшим развитием рынка репетиторы будут легализовываться. Я долгое время не занимался частными уроками, но потом это стало вынужденной мерой. Сейчас я изучаю правовую сторону легализации и понимаю, что это не так просто. Например, для оформления патента на оказание образовательных услуг нужно предоставить справку о несудимости и другие документы, которые в школах уже давно не нужны.
«Профессиональный» репетитор французского языка Анастасия Перова рассказала, что никогда не станет учителем в школе, поскольку хочет работать только «на себя».
— Я окончила факультет журналистики, получила диплом бакалавра с правом преподавания французского языка. Начиналось всё просто: попросили одни-другие знакомые позаниматься, потом я сама стала спрашивать, хочет ли кто-то изучать язык. Со временем спрос стал только расти. Одновременно у меня занимается 15–20 человек, но это потому что я больше не хочу брать. При этом услугами специализированных сайтов я не пользуюсь. Сарафанное радио и отзывы учеников — мое основное продвижение, еще я веду группы в социальных сетях, где даю какие-то советы по изучению языка, пишу материалы о Франции, выкладываю фото, видео и пр. Эта профессия — возможность совместить приятное с полезным, где мне удается побыть и преподавателем, и журналистом, и психологом. Я не люблю работать с группами, не хочу получать педагогическое образование и работать на кого-то, поэтому не собираюсь идти в школу.
Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин отметил, что учителя часто сами предлагают родителям позаниматься с детьми индивидуально.
— Такой перекос в пользу частных уроков начал складываться после распада Советского Союза. Нужно не забывать, что многие из этих репетиторов — те же преподаватели. Только они получают бюджетные средства за обучение и не выполняют должным образом свои обязанности, а переводят учебу в нелегальное поле. Нередки случаи, когда учитель говорит родителям, что их ребенок «не тянет» и с ним нужно дополнительно позаниматься. Хотя это собственная недоработка учителя. И поскольку в большей степени это нелегальные платежи, государство теряет большое число налоговых отчислений. Если будут реальные примеры по недопущению такого рода превышения должностных полномочий, если родители начнут реагировать на подобные предложения учителей, то проблема начнет постепенно решаться, — считает эксперт.
Отметим, что с конца января 2015 года в связи со сложной экономической ситуацией в стране спрос на услуги репетиторов по ЕГЭ упал в некоторых регионах на 35%. А стоимость одного часа предэкзаменационной подготовки, наоборот, выросла в среднем на 15%. В Москве в топ-5 самых популярных дисциплин, которыми школьники занимались с репетиторами при подготовке к ЕГЭ-2015, входят: математика, русский язык, обществознание, физика и английский язык.