Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Собянин сообщил о начале работы сезонных ярмарок выходного дня
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
Песков сообщил о завершающей стадии подготовки визита Путина в Китай
Политика
Уровень доверия россиян Путину составил почти 80%
Интернет и технологии
В «Единой России» сообщили о масштабных кибератаках на свои ресурсы
Экономика
В ФАС призвали скорректировать ценообразование на авиабилеты
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Общество
Сторона защиты попросила отменить экс-замминистру обороны Иванову арест
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Экономика
Аналитик указал на заинтересованность ЕС в больших объемах СПГ из РФ
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

Дипломатия унтер-офицерской вдовы

Публицист Егор Холмогоров — о том, почему России не удается использовать имеющиеся на руках козыри
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Когда Минский процесс запускался в феврале, все были уверены, что до реального обсуждения изменений в украинскую Конституцию дело попросту не дойдет — война возобновится раньше, а потому содержанием политической части соглашений мало кто интересовался. Было совершенно невозможно представить, что Донецкая и Луганская народные республики и в самом деле могут превратиться в ОРДИЛОСОС (Отдельные районы Донецкой и Луганской областей с особым статусом) в неотъемлемом единстве с Украиной.

Но бюрократический процесс идет в своей логике и обладает удивительным свойством сотворять из небывшего бывшее, даже если это ведет к явному абсурду. Бумажки порождают новые бумажки, те, в свою очередь, опираются на другие бумажки, которые порождают еще ворох бумажек. И вот уже сочинение нового меморандума становится самоцелью — бессмысленной и беспощадной, а главное — отрицает тот самый политический смысл, ради которого процесс бумагомарания был запущен.

Россия запустила Минский процесс ради того, чтобы остановить кровопролитие в Донбассе, способствовать мирной трансформации Украины в сторону федерализации или хотя бы децентрализации. Это замирение должно было способствовать снятию санкций с России, гарантом чего выступали президент Франции и канцлер Германии. А Россия внутри Украины должна была получить «друзей», обладающих особыми полномочиями. Этот план с самого начала выглядел политически абсурдным и ценностно унизительным, но отказать в своей дипломатической логике ему было нельзя.

Однако результаты Минского процесса на сегодняшний момент прямо противоположны ожидаемым. Санкции не только не сняты, но и могут ужесточиться, если «семерка» исполнит свои угрозы. Никакой федерализации или хотя бы движения к децентрализации Украины не произошло, напротив, Киев сосредоточил в своих руках все рычаги, упразднив феодальные образования типа «каганата» олигарха Коломойского.

А сочиняемые под патронажем Москвы «бумажки» дошли, в соображении угодливости украинскому курсу, до прямого противоречия, если не сказать враждебности, конституционному устройству и политике России. Предложения об изменениях в Конституцию Украины, направленные ЛНР и ДНР Киеву, предусматривают признание этими политическими структурами, превращающимися из непризнанных независимых государств в квазиавтономии, не более не менее чем принадлежности Крыма и Севастополя Украине.

«Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым…»; «В состав Украины входят: Автономная Республика Крым… города Киев и Севастополь»; «Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации» — предложения от имени Донецка и Луганска буквально пестрят подобными пассажами, как будто сочинялись они во Львове и Тернополе.

Представим себе на секунду, что Киев принял эти предложения и внес их в свою Конституцию. Это значит, что граждане ДНР и ЛНР, перепревратившись в граждан Украины, официально признают Крым и Севастополь оккупированными территориями Украины, Россию — оккупантом.

Ополченцы, превратившись в народную милицию ОРДИЛОСОС, вынуждены будут участвовать в случае необходимости в «возвращении Крыма и Севастополя в конституционное поле Украины». Крыму, видимо, придется не оказывать Донбассу помощи, выслать назад его жителей, включая детей на лечении, поскольку жители эти могут оказаться потенциальной угрозой — элементом возможной агрессии со стороны Украины.

Как Россия будет строить отношения с Донецком и Луганском при непризнании ими Крыма и Севастополя частью РФ? Ну, в общем-то, с Германией мы как-то отношения строим, как-то вот так.

Российская дипломатия приняла на себя определенную ответственность за ДНР и ЛНР.

Время от времени Москва говорит если не «от имени и по поручению» республик, то как их покровитель и защитник. И вот, чтобы сделать «предложения» республик более приемлемыми для Киева, Москва, по сути, высекла сама себя. Невозможно вообразить грохочущую радость в украинских кругах, кричащих сегодня, что «Лугандон» (презрительное название Донбаса) сам признал Крым Украиной.

Не было, разумеется, никакой необходимости в ходе конституционного процесса или хотя бы его имитации в предложениях республик упоминать Крым — его упоминание и так бы внесли в Киеве и совершенно не обязательно было проделывать за тамошних юристов работу в Донецке.

Не имеет никакого значения то, что для Киева эти предложения и в нынешнем виде неприемлемы и являются пустыми бумажками. Протокол судебного заседания тоже пустая бумажка, но если обвиняемый в процессе скажет «да, я украл», то, сколько бы он до и после этого не твердил, что невиновен, скорее всего, он получит обвинительный приговор.

У нашей дипломатии существовала блестящая позиция для дипломатического размена.

ДНР и ЛНР признают суверенитет Украины в обмен на отказ той от Крыма. Это не тот размен, который мне лично симпатичен, но в логике «реальной политики» он был допустим. И вот своими же руками мы отказываемся от возможности такого размена, возвращая Донбасс де-факто и Крым — на словах украинской Конституции, признанной представителями Донбасса.

Всемирная история дипломатии не много знает случаев подобного выбрасывания козырей в мусорную урну.

Взявшись «вести» ЛНР и ДНР в переговорном процессе, Москва на сегодня пришла к явному абсурду, когда предлагаемые «нашими на Украине» поправки в ее Конституцию прямо противоречат Конституции России.

Это, разумеется, не может не вызвать серьезного беспокойства и у граждан в Крыму. Не хотят ли им намекнуть, что, после того как Донецк и Луганск освоятся с «особым статусом», на него же вытолкают в состав Украины и крымчан, забыв про референдум, про Донецкий референдум 11 мая ведь забыли, забыв про паспорта и прочее?

Абсурдно, конечно, и полностью противоречит всему, что делает наше государство (или не всему? Вспомним недавние декларации главы Сбербанка о том, что его структура по сути будет участвовать в международных санкциях против Крыма). Но объяснить это севастопольцам будет непросто.

Не думаю, что подобное нормотворчество от имени ДНР и ЛНР — часть какого-то совсем уж злого умысла и многоходовки по сдаче всех с таким трудом доставшихся позиций. Вполне вероятно, то те, кто это сочинял, не придавали выходящим из их принтера бумажкам принципиального значения. Мол, бумага, всё стерпит.

Сам факт появления подобных формулировок говорит о некотором кризисе целеполагания на украинском направлении. В чем состоит наша политика в отношении Украины, в отношении Донбасса?

Москва пребывает в странной иллюзии, что возможно разделить Донбасский и Крымский вопросы и первый разрешить без потери лица, но в пользу Украины, а второй якобы возможно разрешить в пользу России.

Как кавалер даже после тысячного «нет» и удара букетом по лицу не верит, что девушка его отвергает, мы почему-то упорно не верим своим «западным партнерам», когда они утверждают обратное: «Украина должна получить назад все территории, которые за ней числились на 21 февраля 2014 года, и никакие референдумы, воля народа, исторические права и что-то еще не имеют никакого значения. А если там «ваши граждане», то вывозите их на Кубань».

Пора уже нашим специалистам по Украине прочесть книжку «про отношения», называющуюся «Просто ты ей не нравишься» и строить политику исходя из фактов, а не иллюзий.

В попытке любой ценой воссоединить расколовшуюся Украину мы совершенно забыли, что причины, которые вывели Донбасс из состава этой страны, — те же, что и причины, выведшие из «незалежной» и Крым. И никакой разницы тут нет. Да, Крым получил возможность проголосовать за воссоединение с Россией. Республики Донбасса в бюллетени включили вопрос о независимости, а не о воссоединении. Но это — единственное различие в положительном определении статуса.

Отрицательное различие, связанное с неприятием украинизации, русофобской политики, неонацистской бандеровщины, криминально-олигархического строя, диктатуры, идеологических репрессий — всё это у Донбасса и Крыма общее. И если утратили силу отрицательные причины, которые разделяют Донбасс с порошенковским Киевом, то точно так же прекратили действие и причины, разделяющие с Киевом Крым, о чем не преминут в самое ближайшее время напомнить наши западные «партнеры».

Составители «бумажек» подарили им великолепный аргумент: «Смотрите, сами «сепаратисты» Донбасса, которые пострадали от Киева куда больше Крыма, признают, что и Крым, и Донбасс должны быть Украиной». При этом все отлично понимают, что эти «бумажки» просмотрены и одобрены Москвой как участником Минского процесса, представляющим интересы Донбасса. Мы сами своими руками подрываем основы своего конституционного строя.

Право же, за такую дипломатию в духе высекшей саму себя унтер-офицерской вдовы следует по меньшей мере предупредить о неполном служебном соответствии.

Комментарии
Прямой эфир