«Нужно оставаться самими собой и учиться конкурировать с Disney»

Всё чаще наша анимация поставляет нам истории успеха — дилогия «Снежная королева» российской компании Wizart уже давно путешествует по континентам и наконец добралась до Китая. 31 июля в широкий прокат Поднебесной выходит первая часть, позднее за ней последует и вторая. Корреспондент «Известий» встретился с продюсером франшизы Юрием Москвиным в Сочи, где на фестивале «Кинотавр» пройдет открытый показ «Снежной королевы 2».
— По итогам недавнего Каннского кинорынка ваша продукция была продана еще на 10 территорий. В скольких странах теперь присутствует франшиза «Снежная королева»?
— Если с учетом DVD-продаж, но права проданы более чем на 130 территорий. Принципиально важно, что в большей части этих стран мы имеем постоянных партнеров, которым нравится то, что мы делаем, и которые нам доверяют. Наши проекты показывают рост рентабельности — релиз второй «Снежной королевы» везде превзошел результаты первого фильма. От минимальных 30% в Польше до 100% в Прибалтике или 250% в Южной Корее. Поэтому партнеры естественным образом заинтересованы в наших новых проектах и даже готовы участвовать в копродакшне.
— Какие наиболее важные страны-партнеры?
— Самая важная территория, куда нам удалось зайти, — это, конечно, Китай. Мы потратили 2 года, продвигая контракт. Это очень закрытый рынок сам по себе, но у нас было еще и обязательное требование кинотеатрального релиза. Прецедентов таких не было, никто не верил, но нам удалось добиться для «Снежной королевы» широкого китайского проката. Уже достигнуты договоренности о релизе второго фильма, а также есть заинтересованность с китайской стороны в ко-продакшне третьего фильма.
Есть интересные территории, например США, где не было кинотеатрального релиза первого фильма, но будет, пусть и ограниченный, релиз второй части. Негласное правило гласит, что сиквел не может попасть в кинотеатры, если там не было первого фильма, и мы это правило ломаем. Также этим летом «Снежная королева» выйдет в ЮАР, чего с российскими фильмами не было никогда. Аналогичная история с Пакистаном, где смотрят или Голливуд, или Болливуд и кому-то со стороны попасть туда абсолютно невозможно, но «Снежная королева» смогла перешагнуть и через эту границу.
— Какие на сегодняшний день мировые кассовые сборы дилогии?
— В районе $25–26 млн, но еще много релизов впереди. Самый главный — это Китай с 3,4 тыс. копий, что в три раза больше, чем было в России. В Китае нас выпускает компания Flame Node Entertainment, наши большие друзья, которые также будут выпускать на китайский рынок весной следующего года вторую часть франшизы.
— Как вам удалось заинтересовать китайскую сторону, тем более в копродукции? В России есть ряд проектов, потенциально успешных в Китае, например сиквел «Вия» или мультфильм «Крякнутые каникулы», но там активно задействованы китайские локации и персонажи, в то время как в «Снежной королеве 3» никакого азиатского колорита нет.
— Начать следует с того, что Ганса Христиана Андерсена в Китае тоже любят и знают, поэтому к проекту изначально был интерес. Что касается копродукции, это вопрос доверия к партнерам. Китай не всегда вступает в производство только тех проектов, где есть азиатская линия. Иногда они делают исключение — из чисто прагматических рассуждений. Они чувствуют, что наша франшиза будет работать.
Мы пытаемся строить отношения с партнерами, чтобы им было выгодно и интересно. Чтобы они стали провайдерами нашего проекта у себя в странах. Мы не Disney, у нас нет средств и такого количества контента, чтобы делать свои представительства, поэтому мы ищем людей, которым было бы интересно продвигать нашу продукцию на местах. Китайцы не только возьмут на себя определенную часть бюджета, но и готовы помочь с прокатом наших фильмов в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Таиланде, Филиппинах, Индонезии и т.д.
— Сейчас в мире анимационный бум. Что Wizart отличает от многочисленных конкурентов — в России и за рубежом?
— Помимо качества контента, это, прежде всего, стабильность и надежность. Если мы называем какие-то сроки, мы эти сроки выполняем. И если раньше, на первой «Снежной королеве», у нас реальные продажи начались с 40 минут готового материала, то сегодня достаточно одной минуты и заявленного синопсиса. Опять же мы продаем франшизой, а это удобно. Партнеры знают, что они вкладывают не только в сегодня, но и в завтра, ведь длительные отношения позволят им зарабатывать не только на кинопрокате, но с мерчендайзинга. И, вопреки современным тенденциям, мы не только производим, но и сами продаем свою продукцию, а также занимаемся лицензированием. Потому что никто не будет представлять наши интересы лучше, чем мы сами.
Количество контента постоянно увеличивается с каждым днем, это правда, и очень сложно в этих условиях не затеряться. Рынок постоянно повышает ставки. Когда мы начинали, чтобы попасть на прилавки американских супермаркетов Wallmart, было достаточно сделать хороший мультфильм. Сегодня этого мало — и для зарубежного проката нужны звезды на озвучании. В «Снежной королеве 2» у нас их четыре: Шон Бин, Шарлто Копли, Белла Торн, Изабель Фурман. На третьей части их будет больше.
Мы постоянно работаем над качеством анимации и даже пригласили специалиста из Dreamworks, чтобы он помог на пре-продакшне третьей «Снежной королевы». Каждый новый фильм мы стараемся сделать непохожим на предыдущий: мы создаем новые интересные локации, стараемся уже знакомых героев подать с иной стороны — и в визуальном, и в сюжетном плане. Просто ждать, что нас заметят и примут с распростертыми объятиями, глупо. Все уже давным-давно поделено, и нужно пробивать себе место. А здесь только терпение и труд — иных рецептов нет.
— Складывается ощущение, что у Wizart амбиции создать небольшой Disney, но локализованный в России.
— Скажем так, мы хотим создать российскую компанию, которая могла бы быть конкурентной на международном рынке. Мейджоры постепенно увеличивают количество выпускаемых фильмов — уже сейчас все каникулы сегодня заняты их релизами. Поэтому мы все вынуждены поднимать ставки. Нельзя создавать «маленький Disney», основываясь на российском менталитете. Да, нужно оставаться самими собой и при этом научиться конкурировать с Disney, но для этого надо расширять границы российского сознания, российского колорита, нужно изначально делать международный продукт.
— Какие у вас ближайшие планы?
— Будем дальше развивать франшизу «Снежной королевы». Сейчас работаем над третьим полнометражным фильмом и обсуждаем сериал с теми же персонажами — 26 серий по 20–30 минут. Есть несколько альтернативных сюжетов, и выбирать будем в зависимости от телеканала и партнера. Сериал тоже будет делаться в копродукции, что позволит увеличить объем производства и минимизировать вложения. Первые серии должны быть уже весной-летом следующего года.
Еще один сериал — «Йоко», развивающий, для дошкольного возраста — мы уже делаем совместно с Испанией, с нашими партнерами из компании Somuga, и сразу на трех языках — русском, английском и испанском. Первый сезон из 26 серий по 13 минут уже почти готов, весной будет еще один сезон. Осенью мы встанем на российский канал — пока еще не подписан окончательный контракт. Но уже известно, что в Испании сериал берет третья кнопка национального телевидения.
Хотя первая часть «Волков и овец» у нас еще в производстве, мы уже обсуждаем вторую, поскольку верим, что этот проект тоже станет успешным. В наших планах ровно так же на основе этих персонажей создать полноценную франшизу, как минимум из трех полнометражных частей и сериала. А еще через год мы объявим о новой, уже третьей франшизе, которая, надеюсь, всех удивит. В общей сложности наши проекты потребуют порядка 1,2 млрд рублей инвестиций, и в составе инвесторов будут в том числе и иностранные партнеры.
— У Wizart есть какие-то идеологические приоритеты? Какие истории, на ваш взгляд, нужно рассказывать сегодня?
— Фильмы надо снимать о том, что волнует, и о том, что лично тебе интересно. Качество анимации бессмысленно, если не содержит никакого месседжа. Кроме того, люди же приводят в кино детей, поэтому мы обязаны чему-то их учить. Не в лоб — прямо проговоренная мораль только отпугивает, — а в игровой форме рассказывать о самых важных вещах. Мы снимаем для семейной аудитории, поэтому и фильмы мы делаем о торжестве семейных ценностей.