Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
29 сентября
2016 года

«АвтоВАЗ» продаст долю в Тольяттинском заводе автоагрегатов

Также на продажу выставлены ряд дилерских центров в России, Казахстане, Белоруссии и Узбекистане

Фото: REUTERS/Alexander Demianchuk

«АвтоВАЗ» выставил на продажу свою долю (35%) в ЗАО «Тольяттинский завод автоагрегатов» (ТЗА). Это завод поставляет комплектующие к нынешним моделям «АвтоВАЗа», но доступа к новинкам Lada Vesta и Xray не получил. Таким образом, перспективы дальнейшего развития завода, целиком ориентированного на модели Lada, под большим вопросом. Администрация ТЗА убеждена, что автогигант избавляется от старых партнеров, заменяя их китайскими и корейскими поставщиками. Помимо этого, «АвтоВАЗ» намерен продать ряд своих убыточных дилеров.

О том, что «АвтоВАЗ» продает свою долю в ТЗА, «Известиям» сообщил источник, знакомый с ситуацией на заводе. В пресс-службе Волжского автогиганта эту информацию подтвердили, но причину продажи не раскрыли.

— В настоящий момент «АвтоВАЗ» осуществляет мероприятия по оптимизации корпоративного периметра компании. «АвтоВАЗ» вступил в состав учредителей ЗАО «ТЗА» в 1995 году с долей участия 35%. Этот завод является нашим действующим поставщиком водяных и масляных насосов. Вопрос возможной продажи акций ТЗА, принадлежащих «АвтоВАЗу», не связан с поставкой указанных комплектующих изделий, — сообщили в пресс-службе компании.

Иное мнение высказывает администрация самого завода автоагрегатов.

— «АвтоВАЗ» хочет продать свою долю только по одной причине — она ничего здесь не стоит: он не имеет никакого влияния на деятельность завода ТЗА, ни по уставу, ни по закону не может ни на что повлиять. К сожалению, в развитии партнерских отношений и поддержании своего поставщика он участвовать не хочет, — рассказал «Известиям» председатель совета директоров ТЗА Сергей Легенький.

На данный момент завод автоагрегатов поставляет продукцию практически для всей модельной линейки Lada, а также для ChevroletNiva, Datsun on-Do и mi-Do. Однако компанию не включили панель перспективных поставщиков, которые будут работать с новыми машинами марки — седаном Vesta и кроссовером Xray (появятся в сентябре 2015 года и в январе 2016 года соответственно). Согласно стратегии «АвтоВАЗа», именно на их платформе будут развиваться будущие машины отечественного предприятия. Таким образом, ТЗА остается без источника основного сбыта продукции. Доход от продажи запчастей на вторичном рынке будет сокращаться по мере выбытия из автопарка страны старых машин Lada. Легенький высказал предположение, что их место могут занять китайские и корейские поставщики.

В ТЗА готовы выкупить вазовский пакет акций, но не согласны с требуемой автозаводом суммой.

— Для «АвтоВАЗа» была проведена оценка активов ТЗА. Когда оценили долю «ВАЗа», кого-то там оценка не устроила и попросили ее [стоимость доли] удвоить, а затем умножили на 10 финальную сумму и предложили выкупить нам. Мы отказались. Поэтому эта продажа может длиться вечно — либо ее продадут нам за нормальные деньги, либо не продадут никому, потому что не найдется человек, который войдет на предприятие, в котором он не будет ни на что влиять, — проложил собеседник.

По словам Легенького, завод продолжает работу и поставки комплектующих на «АвтоВАЗ», однако у компании есть ряд проблем: оборудование вышло за рамки эксплуатационного срока, требуются новые станки, кроме того, есть финансовые обременения. По данным СПАРК, за 2013 год ТЗА получил чистую прибыль в размере 6,6 млн рублей, против 232 тыс. рублей за 2012 год. Актуальных данных компания не предоставила.

Помимо доли в поставщике, «АвтоВАЗ» избавляется от собственности (частичной либо полной) в нескольких дилерских центрах. В частности, на продажу выставлен акции ТОО «Иртыш-Лада» (Казахстан), ТОО «Атырау-Лада» (Казахстан), ТОО «Автоцентр Жигули» (Казахстан), ЗАО «Солигорск-Лада» (Белоруссия), ООО «Арал-Лада» (Узбекистан), ОАО «Белгород-Лада» (Белгород), ОАО «ЯрЛадасервис» (Ярославль), ОАО «Нальчик-АвтоВАЗ» (г. Нальчик), ОАО «Саров-Лада» (Нижегородская область). Ранее на продажу также были выставлены центры ОАО «Орел-Лада» (г. Орел), ОАО «Нижнекамск-Лада-Сервис» (Татарстан), ОАО «КАМО-Лада» (Калуга), однако в трех последних компаниях продажа приостановлена из-за начавшейся процедуру банкротства.

В большинстве случаев речь идет о продаже убыточных активов. К примеру, по данным СПАРК, один из крупнейших продаваемых дилеров Lada в Ярославле — «ЯрЛадасервис» — по итогу 2013 года показал убыток в 7,1 млн рублей, в 2014 году убыток составил 5,5 млн рублей. Содержание собственных автомагазинов и мелких поставщиков — это практика, от которой уже отказались все развитые автокомпании, убежден руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

— Что касается завода ТЗА, сейчас в целом идет перетряска поставщиков — проверяют, кто в обойме, кто нет. Ну а в целом мировая практика такова, что подобные компании работают на аутсорсинге. А уж дилерами автопроизводители владеют в крайне редких случаях. У «АвтоВАЗа» это наследство, которое досталось от некогда огромной империи, частью которой была дочка «ВАЗ-техобслуживание» (объединяла аффилированных дилеров «АвтоВАЗа»). Процесс управления дилером достаточно сложен, и компания работает гораздо эффективнее, когда ею владеет персонифицированный собственник, а не огромный концерн, — говорит Целиков. — Поскольку все процессы на «АвтоВАЗе» сейчас выстраиваются в соответствии со стандартами Renault Nissan, логично, что начали избавляться от непрофильных активов.

Известия // среда, 24 июня 2015 года

«АвтоВАЗ» продаст долю в Тольяттинском заводе автоагрегатов

«АвтоВАЗ» продаст долю в Тольяттинском заводе автоагрегатовТакже на продажу выставлены ряд дилерских центров в России, Казахстане, Белоруссии и Узбекистане

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке