Причины трагического ДТП в Омске ищут на автопредприятии-банкроте
Следственный комитет и МВД, расследующие причины трагического ДТП под Омском, жертвами которого стали 16 человек, уже назначили серию экспертиз. По не известным пока причинам, автобус выехал на встречную полосу, где лоб в лоб столкнулся с тяжелым грузовиком. В первую очередь эксперты проверят техническое состояние рейсового автобуса и «КамАЗа», кровь их водителей на алкогольное и наркотическое опьянение, состояние их здоровья и уровень рабочей нагрузки, а также выяснят, проводились ли на предприятиях предрейсовые технический и медосмотр. Уже известно, что собственник автобуса ПАТП-4, как и другие муниципальные перевозчики Омска, уже давно находится в состоянии экономического краха, поэтому следователи не исключают, что водителей и техническое состояние транспорта там никто не контролировал.
Следователи МВД, Следственного комитета и эксперты Ространснадзора приступили к работе на месте трагического ДТП под Омском, где 24 июня столкнулись автобус и «КамАЗ», груженный кирпичом. По предварительным данным, автобус «ЛиАЗ» вез рабочих с птицефабрики в селе Ростовка Омского района в село Богословка. В салоне находились водитель, его сменщик, а также 22 работника птицефабрики. В районе 20 км трассы Омск – Нижняя Омка по неизвестной пока причине автобус вылетел на встречную полосу, где лоб в лоб столкнулся с «КамАЗом» с полуприцепом. Удар был такой силы, что у автобуса срезало всю переднюю часть кабины и салона. На месте ДТП погибли 16 человек, среди которых были водители обеих машин. Еще 11 пострадали.
МВД возбудило уголовное дело по ст. 264 УК («Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть двух и более лиц»), а Следственный комитет — по ст. 238 УК («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей»). В первую очередь назначена целая серия технических и других экспертиз. Специалисты проверят техническое состояние автобуса и грузовика «КамАЗ», кровь их водителей на алкогольное и наркотическое опьянение, состояние их здоровья и уровень рабочей нагрузки, а также выяснят, проводились ли на предприятиях предрейсовые технический и медосмотр.
По поручению министра транспорта РФ заместитель главы Ространснадзора Асланбек Ахохов с группой ревизоров уже выехали в Омск для внеплановой проверки предприятия — собственника пассажирского автобуса.
По информации «Известий» от источника в Ространснадзоре Омской области, «КамАЗ» был зарегистрирован в Дагестане, но имел омские транзитные номера. За рулем машины был Виктор Зоммерфельд. Он погиб от столкновения.
Как выяснили «Известия», владельцем автобуса было омское муниципальное предприятие ПАТП-4.
— Автобусом владеет муниципальное предприятие города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» (ПАТП-4), — рассказал «Известиям» глава Ространснадзора Омской области Сергей Шаповалов.
Сергей Шаповалов подтвердил «Известиям», что компания из-за сложного финансового положения подвергалась реорганизации и слиянию с другим муниципальным перевозчиком — ПАТП-1.
Местные власти ранее заявляли о критической изношенности автопарка города в целом и машин ПАТП-4 в частности. В 2014 году с приходом нового главы департамента транспорта Омска Виталия Маслика муниципальный перевозчик подвергся большим сокращениям и реорганизации: для избавления от финансовых проблем его слили с другим перевозчиком — ПАТП-1 — и уволили 99 сотрудников.
Согласно базе данных СПАРК, компания ПАТП-4 была признана банкротом еще в 2008 году. В ООО «ПАТП № 1» гендиректором является некий Александр Салов.
Зимой 2015 года глава департамента транспорта Омска Виталий Маслик официально обнародовал данные по техническому состоянию городского общественного транспорта. Как выяснилось, степень износа автобусов составляла 94,4% и 100% по «гармошкам». Это машины 1996–1997 годов. Трамваи изношены на 92,4%, а троллейбусы — на 91%. По его словам, ежедневно на улицы выходит 716 машин.
Местные депутаты и правозащитники регулярно критиковали омские власти за ситуацию с муниципальным транспортом, однако она не менялась.
Следователи не исключают, что в силу этой экономической ситуации автобусы и водители в Омске не проходили должную предрейсовую проверку, а ремонт техники не производился вовремя. Это и могло привести к аварии. Всё это будет изучаться во время следствия.
Похожий случай произошел 2 года назад, и в нем также фигурировали неисправность машины и ее износ. 13 июля 2013 года груженный щебнем «КамАЗ», за рулем которого был гражданин Армении Грачья Арутюнян, протаранил рейсовый автобус с 64 пассажирами, ехавший из подмосковного Подольска в Курилово. В результате аварии погибли 18 человек, 40 получили ранения. По данным следствия, автомобиль Арутюняна имел неисправные тормоза, о чем должен был знать водитель.