Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
28 мая
2016 года

Центробанк занялся мелочью

Регулятор рекомендует банкам установить монетоприемники в отделениях и крупных торговых центрах

Фото: ИЗВЕСТИЯ

Банк России просит банки обеспечить для граждан беспрепятственный обмен монеты низких номиналов на купюры. Соответствующая рекомендация содержится в письме руководства департамента наличного денежного обращения ЦБ во все свои территориальные подразделения. Как сообщается в письме, необходимость такой рекомендации связана с жалобами региональных управлений на недостаток мелких монет в хранилищах. По данным центрального аппарата ЦБ, на текущий момент отчеканено достаточное количество монет, а их недостаток связан с тем, что банки неохотно принимают их обратно.

«По состоянию на 1 мая 2015 года на каждого жителя страны приходилось по 167 штук монет номиналом 10 копеек и 46 монет номиналом 50 копеек, — говорится в письме. — Указанного количества достаточно для осуществления платежей. Для обеспечения возврата монеты из обращения в кассы кредитных организаций и учреждений Банка России проведите соответствующую работу среди кредитных организаций».

В частности, ЦБ рекомендует банкам обеспечить прием монеты Банка России от клиентов во все виды платежей, для зачисления на банковские счета. Кроме того, регулятор призывает банки устанавливать платежные терминалы с монетоприемными модулями в крупных торговых центрах и проводить беспрепятственный обмен у населения монеты низких номиналов на денежные знаки более высоких номиналов.

Это не первая попытка ЦБ навести порядок с приемом и обменом монет. В 2013 году после жалоб граждан на высокие комиссии при обмене мелочи регулятор выпустил письмо с рекомендацией банкам «рассмотреть возможность по оптимизации тарифов». ЦБ ссылался на ст. 30 закона о Центральном банке, где прямо прописано, что банки обязаны принимать монеты по нарицательной стоимости при проведении любых платежей, для зачисления на счет, во вклады и для переводов на территории РФ.

Банки, как показало исследование «Известий», и сегодня эту рекомендацию в основном игнорируют.

Например, ВТБ24 при приеме монет взимает комиссию 10%, если клиент принес мелочи более чем на 300 рублей. В КредитЕвропаБанке и Пробизнесбанке комиссия составляет 5%, но при этом — минимум 500 рублей. В Россельхозбанке требуют при обмене 3% от суммы, но не менее 150 рублей. В банке «Российский кредит» комиссия при обмене мелочи на бумажные деньги составляет 1%, но не менее 100 рублей.

В одном из банков национальную валюту примут с комиссией 10 рублей за одну монету. То есть если вы захотите погасить, скажем, кредит в 10 тыс. рублей рублями, вы не только не погасите ни копейки, но еще дополнительно окажетесь должны банку почти 90 тыс. рублей.

Без комиссий принять монеты у корреспондента «Известий» согласились в Сбербанке, Газпромбанке, СМП-банке, банке «Югра». Но при этом в банках просят предварительно рассортировать монеты по номиналу. Ряд банков согласился принять моменты только при условии, если деньги будут положены во вклад, а для этого придется проехать в специальное отделение, которое оборудовано монетоприемником. Такие порядки, например, в Росбанке, банке «Глобэкс», Райффазенбанке, Юникредитбанке.

Банкиры такой подход объясняют высокой стоимостью работы с монетами.

— Размен монет на наличные более крупного номинала и само обслуживание монет — трудоемкая операция для банков, — объясняет вице-президент по управлению банковскими операциями финансовой группы «Лайф» Елена Петрова. — Так что в банковских тарифах заложена и работа кассира, и амортизация кассовых аппаратов, расходы на пересчет, инкассацию и транспортировку. В случае с монетами — в сравнении с купюрами — все эти процессы намного более затратны, тот же перенос мелочи при инкассации в силу тяжести требует большее количество мешков и больше человеческих ресурсов.

Внедрение монетоприемников в первую очередь выгодно самому Банку России, отмечают в банках.

— На сегодняшний день Банк России традиционно выступает для коммерческих банков основным поставщиком разменной монеты. Установка монетоприемников в банковских терминалах самообслуживания позволит снизить материальные издержки и нагрузку на персонал ЦБ — банки перейдут на самообеспечение разменной монетой для своих кассовых узлов, — отмечает начальник управления кассовых операций АО «Тройка-Д Банк» Ольга Ухарева. — При этом внедрение монетоприемников в качестве обязательной части банковского оборудования будет сопряжено с достаточно существенными затратами для коммерческих банков: во-первых, это расходы на массовую замену платежных терминалов, во-вторых, расходы на доработку программного обеспечения и технологические решения по приему монет.

— Устройство само по себе очень дорогое — и как оборудование, и в эксплуатации, — соглашается директор департамента дистанционного банковского обслуживания Бинбанка Алексей Дегтярев. — Инкассация монет требует также дополнительных расходов, не сопоставимых с экономическим эффектом от их установки.

Проект может быть реализован в федеральном масштабе только при условии внешнего финансирования.

Впрочем, в Сбербанке, наоборот, для решения проблемы с мелочью считают необходимым более активно внедрять монетоприемники — оборудуя ими не только крупные торговые центры и отделения банков, но и обычные банкоматы.

— Далеко не всё население готово регулярно посещать банк для сдачи накопившейся монеты, — отмечает официальный представитель Сбербанка. — Практически у каждого дома есть «банка», куда мы сбрасываем полученную в магазине сдачу, чтобы не носить ее в кармане. По нашему мнению, увеличение возвратности разменной монеты может быть обеспечено путем повышения удобства и доступности данной услуги для физических лиц. Одним из решений может быть применение специальных устройств самообслуживания — монетоприемных машин, способных в автоматическом режиме принимать и зачислять монету на банковские карты или в платежи за мобильные телефоны, аналогично хорошо известным всем банкоматам. Сбербанк России уже имеет опыт пилотного применения нескольких единиц подобного оборудования. Результаты показывают высокую востребованность этой услуги у клиентов и существенное увеличение поступления монеты от них.

Известия // среда, 1 июля 2015 года

Центробанк занялся мелочью

Центробанк занялся мелочьюРегулятор рекомендует банкам установить монетоприемники в отделениях и крупных торговых центрах

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке