Судьба соглашения по Ирану в руках Тегерана и Вашингтона

Напряженная обстановка царит в Вене, где начиная с 10 утра по местному времени проходит заключительный этап переговоров шестерки международных посредников и Ирана.
Министры иностранных дел Ирана и «шестерки» — Великобритании, России, Германии, Франции, США и Китая в полном составе 6 июля вновь собрались в австрийской столице. За 11 лет переговорного процесса историческое соглашение по иранской ядерной программе никогда не было так близко. С этим согласились все участники переговоров. Однако непроработанных нюансов еще достаточно, чтобы снова перенести дату подписания соглашения на пару дней.
Изначально самую большую уверенность выразила российская сторона. До начала очередного раунда переговоров замминистра главы российского МИДа Сергей Рябков заявил, что готовность итогового документа составляет 91%.
Его позитивный настрой поддержал и глава китайского министерства — Ван И, он, правда измерял готовность соглашения в других показателях, заявив, что оно находится «на расстоянии вытянутой руки».
— Мы полагаем, что решение этих проблем может быть найдено и всеобъемлющее соглашение находится на расстоянии протянутой руки. Очень важно, чтобы сегодня и завтра все стороны, в первую очередь США и Иран, нашли решение остающихся проблем, — сказал Ван И.
Однако здесь и начались трудности. Глава МИД Ирана Джавад Зариф сообщил о сохраняющихся разногласиях в переговорах и предположил, что процесс редактирования итогового соглашения может затянуться до 8 июля.
Но американская сторона поставила жесткие условия: подписание происходит до 7 июля либо госсекретарь Джон Керри покидает переговоры. Установление таких сроков американской стороной объясняется тем, что администрация президента США должна представить утвержденный документ в конгресс США до 9 июля. С учетом большого количества противников снятия санкций с Тегерана, в основном республиканцев, которые лишь настаивают на ужесточении мер, подписание соглашения может быть снова отложено на неопределенный срок.
Опасаясь этого, верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини неоднократно настаивала на подписании в установленный дедлайн — 7 июля. Тем более что, по ее словам, «все условия для этого есть».
При этом ни один из участников переговорного процесса так и не уточнил, какие именно разногласия остаются.
Ранее камнем преткновения был механизм снятия санкций. Тегеран настаивал на том, чтобы они были сняты до того, как будет подписано соглашение. США же хотели сначала видеть утвержденным итоговый документ.
Однако механизм снятия санкций и их быстрого возврата в случае невыполнения Тегераном условий соглашения, по словам источника в дипломатических кругах, уже практически проработан и утвержден. Согласно схеме, в день принятия всеобъемлющего соглашения соответствующая резолюция СБ ООН снимает международные санкции с Ирана, введя «режим снятия санкций». Правда, такой режим в течение последующих 10 лет необходимо будет продлевать. Но если у одного из участников переговорного процесса появится неуверенность в том, что Тегеран добросовестно исполняет все условия сделки, то можно будет применить право вето и отменить режим. С учетом того что в «шестерке» представлены все пять постоянных членов СБ ООН, у каждого, кроме Германии, есть возможность применить право вето.
При этом Россия не участвовала в обсуждении вопросов отмены односторонних санкций в отношении Ирана со стороны США и ЕС. В Москве уверены, что подобные меры могут быть применены лишь в ответ на то, что страна совершила враждебные действия в отношении страны, желающей эти меры принять.
Срок переговоров был продлен до 7 июля, после того как к ранее обговоренной дате — 30 июня — сторонам не удалось разрешить все разногласия, поставить под контроль международного сообщества иранскую ядерную программу и снять обеспокоенность о ее военной направленности. Одновременно с этим с Тегерана должны быть сняты международные и односторонние (ЕС и США) санкции, которые в течение последних десятилетий наносят огромный ущерб экономике страны.
Главы МИД шестерки международных посредников и Ирана должны на официальной церемонии принять всеобъемлющее историческое соглашение, гарантирующее мирный характер иранской ядерной программы, после чего Совбез ООН должен принять соответствующую резолюцию, подкрепляющую законность соглашения. По словам источника в европейских дипломатических кругах, итоговые договоренности оформлены в 80-страничный текст, состоящий из самого соглашения и нескольких приложений.