Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Экономика
Москва пообещала зеркальные меры в случае конфискации российских активов
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Мир
Ереван и Баку при делимитации решили основываться на Алма-Атинской декларации
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В центре дагестанского Дербента произошла перестрелка
Спорт
Боец Никулин назвал Сурова более «голодным» перед турниром, чем Скобенко
Мир
Украина получит более €175 млн от Британии на укрепление энергосектора
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Мир
Президент Чехии заявил об исчерпании ресурсов у Европы для поддержки Украины
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Премьер Финляндии и глава ЕК не стали общаться с русскоязычными жителями страны
Общество
Бузова заявила, что ее не испугал шторм в день открытия ММКФ

ОНФ раскритиковал «Стратегию ЖКХ – 2020» Минстроя

Проект стратегии больше напоминает отчет о текущей работе, чем перечень предложений по решению фундаментальных задач в сфере ЖКХ
0
ОНФ раскритиковал «Стратегию ЖКХ – 2020» Минстроя
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центр независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза» «Общероссийского народного фронта» раскритиковал проект стратегии развития ЖКХ РФ до 2020 года, разработанный Минстроем России. В информационной справке ОНФ (есть в распоряжении «Известий») для руководства страны отмечено, что проект не отражает способы решения многих задач, стоящих перед профильным ведомством в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В части соблюдения требований норм ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» текущий вариант стратегии Минстроя не имеет увязки по сформулированным целям развития и предложенным к решению для их достижения задачам, говорится в справке ОНФ.

Так, в разделе III «Основные приоритеты, цели и задачи госполитики в сфере ЖКХ» авторы стратегии в отступление от программно-целевого принципа, применяемого в системе государственного и муниципального управления, не сформулировали систему целей, детализирующих общую цель развития сферы ЖКХ до 2020 года. В этой связи не представляется возможным объективно оценить влияние сформулированных в проекте стратегии задач на достижение стратегической цели развития ЖКХ.

Предложенные в разделе IV «Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям ЖКХ» действия являются констатацией проделанной Минстроем РФ за прошедшие 1,5 года работы по исправлению ситуации в данной сфере. По мнению авторов стратегии, как отметили в ОНФ, для полноценного развития рассматриваемой отрасли достаточно уже реализованных Минстроем России мер.

В докладе ОНФ указывается, что подраздел «Управление многоквартирными домами» содержит значительное количество информации о принятой нормативно-правовой базе, количестве управляющих организаций, прошедших процедуру лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и возможностях по освобождению рынка от недобросовестных управляющих организаций. При этом результаты, отражающие рост качества управления многоквартирным фондом, не приводятся.

— Стратегия развития ЖКХ до 2020 года не решает поставленных перед отраслью задач. Она является сводной презентацией позиций Минстроя по различным вопросам, в которой отражены реализация программ: капремонта, расселения аварийного жилья и даже похоронного дела. Но нет четкой цели, не определена общая политика развития ЖКХ, нет понимания того, к чему мы должны идти, по какой модели будут развиваться жилищное строительство и другие вопросы, — отметил глава центра «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев. — Сегодня в стране реализуется большое количество разнонаправленных программ: жилищного строительства, капремонта, расселения аварийного жилья. Но, к сожалению, Минстрой пока не смог увязать концептуально их исполнение. Пока мы видим: ведомство реализует каждую программу отдельно и нет общей концепции.

Кроме того, как отметил Николаев, если программы капремонта будет составляться в таком виде, котором они действуют сейчас, почти наобум, аварийного жилья в будущем будет всё больше и мы каждый год будем говорить, что у нас люди живут в жутких условиях. А если выстраивать программу капремонта именно таким образом, чтобы целью его было обеспечить наиболее продолжительную эксплуатацию домов, будет совсем другая реальность.

В проекте стратегии, как далее отметили в ОНФ, не находят отражения роль и место в системе управлении многоквартирным жилищным фондом товариществ собственников жилья.

Подраздел, посвященный вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в основном состоит из исчерпывающего описания уже проделанной органами исполнительной власти работы с указанием ее количественных характеристик.

Например, в качестве результата такой работы указывается на исключение всех аварийных домов из региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В самом центре «Народная экспертиза» ОНФ отметили, что им на момент разработки проекта стратегии удалось обнаружить почти 250 таких домов в региональных программах капитального ремонта.

Предложенное авторами проекта стратегии исключение из программ капитального ремонта многоквартирных домов с высоким уровнем износа предполагает реализацию мероприятий по сносу и расселению таких домов. Данное обстоятельство неизбежно повлечет существенный рост нагрузки на бюджеты субъектов РФ. При этом мер, направленных на ресурсное обеспечение субъектов РФ для исполнения данных бюджетных обязательств, в проекте стратегии не приводится.

В части совершенствования процесса переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, авторы документа не предлагают ничего нового к уже ранее предложенным мерам, часть из которых содержится в поручениях президента Российской Федерации (перечень поручений президента РФ от 26.01.2015 г. № Пр-117).

Кроме того, в части решения задачи по переселению аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года, авторы основной упор делают на рынок некоммерческого арендного жилья, в которое запланировано переселение граждан, проживающих в аварийном жилье. При этом авторы документа не указывают, что в настоящее время его суммарная площадь не превышает 20 тыс. кв. м.

Первый зампред комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, также изучавшая проект стратегии ЖКХ 2020 федерального Минстроя, считает, что сегодня документ содержит немало значительных недоработок и концептуально вызывает большие вопросы.

— На мой взгляд, документ Минстроя очевидно не готов. Его с очень большой натяжкой можно назвать стратегией. По сути, в нем описана текущая работа Минстроя и ближайшие планы. Горизонт планирования де-факто отсутствует, в документе нет прогнозирования, программно ориентированного подхода к социально-экономическому развитию. Его положения не корреспондируются с международным опытом, а целевые показатели не имеют четких алгоритмов достижения и слабо связаны с поставленными целями и задачами, — рассказала Николаева. — Сами цели также вызывают большие вопросы. Поэтому наиболее эффективным ходом сейчас будет переписать стратегию заново и задать в ней четкую систематизацию.

Замминистра строительства и ЖКХ РФ, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис рассказал «Известиям», что ведомство готово отреагировать на критические замечания в адрес проекта стратегии.

— Мы внимательно относимся к предложениям экспертов, включая критические замечания, и благодарны им за это. В настоящее время проект «Стратегии развития ЖКХ» проходит процедуры обсуждения и согласования, и все конструктивные предложения мы постараемся учесть, — сказал заместитель главы Минстроя РФ.

Одной из главных задач в сфере ЖКХ власти в последние годы заявляют необходимость частичного разгосударствления и привлечения частных инвестиций.

Однако в центре «Народная экспертиза» ОНФ заметили, что из текущего варианта стратегии следует, что у Минстроя нет понимания, что необходимо делать для привлечения частных инвестиций на инвестиционно привлекательные объекты коммунального хозяйства. Его предложения ограничиваются фразой «консолидация активов таких предприятий».

Преподаватель факультета экономики недвижимости РАНХиГС и директор Ассоциации ТСЖ Московской области Сергей Белолипецкий считает, что в настоящих экономических условиях реформировать ЖКХ будет более проблематично, чем в минувшие, более благоприятные годы. Но несмотря на все проблемы, как отметил специалист, реформа ЖКХ является крайне необходимой для страны.

— Реформа нужна, но у людей сегодня снова стало мало денег. Проблема в том, что в жилищной сфере нет рынка, нет рыночных условий, тарифы сильно занижены. Я уже не раз говорил о пользе таких мер, как взносы на капитальный ремонт, но сейчас граждане в сложном положении и вряд ли одобрят такой сбор. Что же касается инвестиций, то, по слухам, некоторые большие предприниматели уже начали инвестировать в коммунальную сферу, но как это будет выстроено и какими будут результаты — пока непонятно, — рассказал Белолипецкий.

Ранее, в середине июня 2015 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), так же как и представители ОНФ, раскритиковал подготовленный Минстроем РФ проект «Стратегии ЖКХ – 2020». В частности, представители бизнеса отметили, что документ закладывает избыточный государственный контроль и монополизацию отрасли. Против этого РСПП предложил отмену лицензирования управляющих компаний, создание типовой формы договора управления, передачу контроля над средствами для капремонта полностью собственникам. Все эти и другие предложения были направлены из РСПП премьер-министру страны Дмитрию Медведеву.

Комментарии
Прямой эфир