Владельцу попавшего в ДТП в Омске автобуса грозят новые уголовные дела

Директор омского ПП №4 Александр Чертоляс, обвиняемый в выпуске на линию изношенного автобуса, ставшего причиной ДТП с 16 погибшими, может стать фигурантом новых уголовных дел. Следователи запросили документы местной Счетной палаты, которая ранее нашла в компании нарушения на 9,2 млн рублей. Следователи проверят, почему в 2014 году Чертоляс выписывал руководству премии на сотни тысяч рублей, несмотря на то что ПП №4 закрыло предыдущий год с убытками. Гендиректору придется также объяснить, почему автобусы так и не дождались планового ремонта, притом что деньги за него уже были переведены исполнителю. Кроме того, с ведома Чертоляса ПП №4 выделило ПАТП № 2 заем в размере почти 8 млн рублей, несмотря на собственное печальное финансовое состояние.
Первый потенциальный эпизод уголовного дела — история с полумиллионными премиями, которые гендиректор ПП № 4 Чертоляс выдавал топ-менеджерам в 2014 году (чистый убыток предприятия, согласно базе данных СПАРК, за предыдущий год составил 1,95 млн рублей).
«При отрицательных результатах финансово-хозяйственной деятельности руководитель <...> выплатил материальную помощь, премию председателю профсоюзного комитета и единовременное поощрение, а также <...> приобрел новогодние подарки на общую сумму 681,3 тыс. рублей», — сообщает председатель омской Контрольно-счетной палаты (КСП) Ирина Лен в своем письме Чертолясу, датированном 8 июля 2014 года (есть у «Известий»).
К убытку в 1,95 млн привел ряд факторов. Компания, как выяснили «Известия», погрязла в кредитах: объем задолженности перед банками за 2013 год равнялся 33,3 млн рублей. Это, однако, не помешало руководству ссудить 7,9 млн рублей смежному предприятию-перевозчику ОАО «ПАТП № 2». История с этим долгом также станет предметом разбирательства: следствию предстоит выяснить, чем был обеспечен заем.
Еще одна проблема, на которую обратила внимание КСП Омска, заключается в невыполнении уже оплаченных работ по ремонту автопарка.
«По договорам, заключенным между МП ПП № 4 и Лабунской О.В., составлен 21 расчет на выполнение текущего ремонта, — пишет Лен. — Фактически выполнение работ по данным сметам отсутствует. Таким образом, неэффективные расходы предприятия составили 37 тыс. рублей».
У следствия могут появиться вопросы и к Лабунской, и к тем, кто заключал с нею контракты. Как следует из отчета КСП, Лабунская — индивидуальный предприниматель.
Другое нарушение заключается в привлечении к работе сторонних фирм, притом что на предприятии хватало своих квалифицированных сотрудников.
«К выполнению работ привлекались <...> сторонние исполнители при наличии в штате сотрудников аналогичных специальностей, — указывает Лен. — Это привело к неэффективному расходованию средств за проверяемый период в сумме 40,7 тыс. рублей».
Как следует из письма Ирины Лен, перевозчик допустил нарушений на 9,2 млн рублей. Эта сумма складывается в том числе и из сумм штрафов, которые руководство заплатило за эти нарушения. Так, в 2013 году из-за несоблюдения законов ПП № 4 перевело различным ревизионным органам 330,4 тыс. рублей штрафов и компенсаций. Счетная палата по итогам проверки настаивала на привлечении к ответственности «должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях», однако дело ограничилось административным штрафом.
В феврале 2015 года арбитражный суд Омска оштрафовал ПП № 4 на 43 тыс. рублей по заявлению местного Госавтонадзора, поданному еще в 2014 году. Тогда суд установил, что на предприятии не соблюдался режим труда и отдыха водителей (например, водитель по фамилии Григорюк вместо положенных 184 часов в месяц отработал 351,4 часа), не организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и допускались другие нарушения. Аналогичный иск арбитражный суд рассматривал и в 2013 году.
Действия контролирующих органов и штрафы не позволили спасти 16 омичей, погибших в ДТП.
Погибший водитель автобуса Александр Любовцев тоже работал на износ. Как сообщают местные издания, с начала 2015 года он проработал 594 часа сверх положенного. Эту информацию подтвердила в интервью телеканалу LifeNews дочь погибшего водителя. При этом по приказу Минтранса водитель не должен находиться за рулем более 9 часов в сутки. Однако материалы арбитражей показали, что водители на ПП № 4 работают порой по 15 часов в день. Кроме того, следователи обнаружили, что на автобусы этой компании не ставят тахографы — приборы, отслеживающие соблюдение режима труда.
Представители транспортного предприятия оказались недоступны для комментариев «Известиям».