Иран и «шестерка» достигли соглашения по иранской ядерной программе

Иран и «шестерка» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) достигли соглашения по иранской ядерной программе.
Согласно проекту всеобъемлющего соглашения по итогам переговоров в Вене, подписанного МАГАТЭ и Ираном, отдельные согласованные ограничения на научные исследования в ядерной сфере Ирана будут сохранены на 8 лет. Они будут сопровождаться поэтапной оценкой для перехода в разумном темпе к следующей стадии работы по обогащению урана «исключительно в мирных целях».
Кроме того, Иран в течение 15 лет не будет проводить научные разработки по переработке ядерного топлива. Российские топливные сборки для АЭС в Иране не будут включены в лимиты Исламской Республики Иран по сделке с «шестеркой». Запасы низкообогащенного урана в Иране в течение 15 лет не должны превышать 300 кг, сообщает ТАСС.
«Весь обогащенный до 3,67% гексафторид урана свыше 300 кг должен быть «разбавлен» до естественного уровня или продан на международном рынке и доставлен зарубежному покупателю в обмен на поставку натурального урана в Иран. «Шестерка» при необходимости готова содействовать заключению и выполнению такого контракта. Иран может также выбрать вариант продажи излишков обогащенного урана в банк топлива МАГАТЭ в Казахстане, когда тот заработает», — говорится в документе.
Ранее источники сообщали, что США отменят санкции в отношении Ирана через 8 лет или после выдачи расширенного заключения МАГАТЭ по иранскому атому. ЕС снимет все экономические ограничения в отношении Ирана после подтверждения МАГАТЭ выполнения Тегераном договоренностей с «шестеркой». Стороны договорились, что эмбарго ООН на поставки оружия в Иран останется в силе в течение 5 лет, запрет на поставки ракет и технологий — в течение 8 лет.
Что касается перспектив развития страны, «шестерка» и Иран договорились активизировать экономическое сотрудничество и обеспечить доступ Ирана ко всем возможностям внешней торговли, а также к финансовым и энергоресурсам. ЕС рассмотрит использование таких инструментов, как экспортное кредитование для стимулирования торговли, проектное финансирование и инвестиции в Иран.
Соглашение по иранской ядерной программе учитывает позиции всех сторон, участвующих в переговорах, заявила глава дипломатии ЕС Федерика Могерини на пресс-конференции по итогам трехнедельных дискуссий «шестерки» и Ирана в Вене.
— Совместный всеобъемлющий план действий является сбалансированной сделкой, которая уважает интересы всех сторон. Это также сложный детализированный и технический документ, — сказала она.
Россия рассчитывает, что заинтересованные стороны будут исполнять в полном объеме решения, выработанные «шестеркой» международных посредников и Ираном, говорится в заявлении президента РФ Владимира Путина, опубликованном на сайте Кремля.
«Рассчитываем, что все заинтересованные стороны, прежде всего страны «шестерки», будут в полном объеме выполнять найденные решения. Политическая воля, проявленная «шестеркой» и Ираном в ходе завершившихся переговоров, — залог успешного выполнения плана действий, который рассчитан на длительную перспективу. Новый мощный импульс получат наши двусторонние связи с Ираном, на развитии которых более не будут сказываться внешние факторы», — отмечается в тексте заявления.
В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что взаимодействие России и Ирана в атомной сфере полностью застраховано
от любых негативных внешних факторов.
— У нас с Ираном очень масштабные планы развития иранской атомной
энергетики, заключены договоренности на создание целого ряда новых
блоков атомных электростанций. Отмечу, что как на этапе действия
предыдущих резолюций Совета Безопасности, так и в рамках новых
договоренностей это сотрудничество между Россией и Ираном полностью
застраховано от какого-либо негативного воздействия внешних факторов, —
сказал Лавров журналистам после встречи «шестерки» и Ирана.
Достигнутое соглашение исключает возможность реализации военного сценария в отношении Тегерана, считают эксперты.
По словам главы комитета Госдумы по международным делам Алексея Пушкова, достигнутое соглашение — это позитивный фактор в мировой и средневосточной политике.
Глава комитета Госдумы напомнил, что Израиль выступает против этого соглашения.
— Израиль считает, что это соглашение — лишь отложенный путь Ирана к собственному ядерному оружию, и, как мне кажется, продолжает разыгрывать карту военного сценария. Но соглашение практически исключает военный сценарий на Ближнем Востоке, — подчеркнул он.
По словам Пушкова, одним из ключевых положений соглашения является вывод Ирана из-под санкций и его возвращение на мировую арену в качестве полноценной торговой, экономической державы.
— Но теперь возникает серьезный аргумент против того, чтобы другие страны этого региона пытались обзавестись ядерным оружием, потому что соглашение гарантирует, что Иран останется в рамках мирного использования ядерной энергетики. И естественно, те государства, которые гипотетически могли рассматривать такую возможность (получить ядерное оружие. — «Известия»), — Саудовская Аравия, Турция, Египет — лишаются какого-либо аргумента в пользу оснащения ядерным оружием, — подчеркнул депутат.
— Регион сейчас самый нестабильный в мире, регион, где действует ИГИЛ, регион, где в результате американской политики и «арабской весны» образовалась гигантская зона гражданских конфликтов и терроризма от Туниса до Пакистана. Появление ядерного вооружения в этом регионе — это чрезвычайно опасно для всех, — добавил Пушков.
Российская дипломатия внесла значительный вклад в то, чтобы соглашение по иранской ядерной программе состоялось, заявил первый вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников.
— Это важное событие, в которое российская дипломатия внесла значительный вклад. Мы заинтересованы как в глобальной ядерной безопасности, так и в возможности Ирана суверенно и полноценно развиваться. В целом решение «шестерки» может стать важнейшим шагом в этом направлении, — сказал Мельников.
Переговоры по иранскому ядерному досье начались в 2004 году, после того как западные страны обвинили Тегеран в развитии «секретной военной ядерной программы». С 2006 года переговоры с Ираном ведет «шестерка» международных посредников — пять постоянных членов СБ ООН и Германия. В 2006–2010 годах в отношении Ирана вводилось несколько пакетов санкции.