Тернистый путь на Запад

Украинская экономика вот уже второй год живет под лозунгом «переориентируйся или умри». Желание политиков одномоментно отказаться от традиционных рынков в странах СНГ и интегрировать экономику страны в экономику ЕС обернулось шоком для государства, производителей и в конечно итоге для населения. Переориентироваться не получается. Украинский бизнес потерял рынок своего некогда крупнейшего партнера — России, но оказался не готов к выходу на рынок европейский.
Товарооборот Украины с Россией в I квартале 2015 года упал на 63%. По данным Госстата Украины, экспорт украинских товаров в Россию уменьшился на 61,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Импорт товаров из РФ сократился на 63,9%. Практически разрушена производственно-технологическая кооперация: оборот машинно-технической продукции между Россией и Украиной упал приблизительно наполовину. Потеря российского рынка для Украины обернулась затяжным экономическим спадом, ростом безработицы, социальной нестабильностью. Это — цена ошибки, которую допустили политики.
Сознательно отказываясь от рынков Таможенного союза, правительство в Киеве уверяло, что падение экспорта туда будет компенсировано ростом экспорта в ЕС. Там почему-то верили, что Европа будет покупать ту продукцию, которую ранее покупала Россия или Казахстан. Факт, что эти фантазии изначально не имели ничего общего с реальностью, второй год подряд подтверждают цифры статистики. По результатам января–апреля 2015 года украинский экспорт в целом упал на 34,6%, при этом в страны ЕС — на 34,4%. Падение поставок украинских товаров зафиксировано в большинстве стран Евросоюза.
Причин несколько, но все они объективны. Значительная часть потерь была вызвана приостановкой производства в Донбассе. Поставки товаров из Донецкой области упали на 32% за прошлый год и еще на 62% за первые четыре месяца текущего, из Луганской — на 46% и 97% соответственно. Но причина не только в войне. Она — в глобальной неконкурентности многих товаров, а также в их несоответствии европейским стандартам.
Де-факто переориентироваться на европейский рынок смогли только те компании, которые уже поставляли свою продукцию в ЕС, например производители зерна. Но товары с высокой добавленной стоимостью в Европе оказались не нужны. Причем не только станки или комплектующие. Около 90–95 % украинских животноводов оказались не готовы к сотрудничеству с ЕС, что связано с несоответствием украинских технологий евростандартам.
Главные же проблемы возникли у промышленных несырьевых предприятий. Наиболее чувствительный удар почувствовали на себе такие секторы экономики, как железнодорожное машиностроение и авиапром.
Несоответствие украинской продукции потребностям европейского рынка — глобальная проблема. Существующие связи в экономике создавались десятилетиями, а иногда и столетиями. Особенно в машиностроении, которое исторически зачастую было разделено пополам: производство части деталей в Украине, а другой части и спрос на конечную продукцию — в России. В таких условиях наивно было рассчитывать на то, что европейцы начнут покупать в Украине запчасти для российской техники. Тем не менее именно в это до последнего времени верили украинские «реформаторы».
Европу можно заинтересовать только высокотехнологичной продукцией, которая будет стоить меньше за счет более дешевой рабочей силы. Но даже если допустить, что случится чудо, Украина найдет многомиллиардные инвестиции и завтра начнет такую продукцию производить, европейцы всё равно не будут ее покупать: у производителей не налажены сервисные центры и схемы обслуживания в Европе, а значит, такая продукция для европейцев в долгосрочной перспективе в любом случае оказывается более дорогостоящей.
Нельзя сказать, что в Киеве не понимают ситуации, в которой оказались. В последнее время всё громче звучат голоса о том, что не стоит рассчитывать на Европу, а нужно переориентироваться на Азию и Латинскую Америку. Однако для того, чтобы украинская продукция пользовалась спросом хотя бы где-нибудь в мире, необходимы крупные капиталовложения, на которые инвесторы в ближайшие годы не отважатся из-за нестабильной обстановки в стране. А это значит, что украинцам придется и дальше затягивать пояса. Только непонятно, ради чего.