Новости, деловые новости - Известия
Вторник,
24 мая
2016 года

ОП просит создать Евро-Азиатский суд по правам человека

Он станет альтернативой ЕСПЧ, решения которого в отношении России выглядят политизированными и предвзятыми

Фото: Глеб Щелкунов

Главу Министерства иностранных дел Сергея Лаврова и главу Министерства юстиции Александра Коновалова просят вынести на межправительственный уровень вопрос о создании Евро-Азиатского суда по правам человека. Соответствующие обращения (копии есть в распоряжении «Известий») главам МИДа и Минюста направила председатель комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина. Инициатива связана с тем, что ряд решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) носит «политически мотивированный характер». Ранее основать суд по правам человека в Азии предложила России Ассоциация азиатских конституционных судов. 

«События последнего года на международной арене в очередной раз отчетливо продемонстрировали, что Европейский суд по правам человека применяет двойные стандарты и предвзято подходит к искам, подаваемым из России, — сказано в обращениях. — Решения ЕСПЧ в таких случаях нередко носят не правозащитный, а политически мотивированный характер». Такой вывод подтверждается «опытом работы многих российских общественных организаций и Общественной палаты Российской Федерации».

Как пример приводится «подготовка исков в ЕСПЧ о нарушении прав украинских граждан, пострадавших в результате действий киевского руководства в ходе вооруженного конфликта на юго-востоке Украины». В настоящее время, как писали «Известия», российские правозащитные организациями собрали материалы для подачи почти 17 тыс. исков в ЕСПЧ к украинскому государству. «При этом многие из подобных исков, — уточняет Елена Сутормина, — отклоняются ЕСПЧ по надуманным основаниям».

«Учитывая значимость формирования многополярного мира, основанного на принципах справедливости и равенства, а также динамичное развитие сотрудничества России со многими азиатскими странами, представляется целесообразным создание альтернативной структуры по правам человека в евразийском регионе, — говорится в обращениях. — Подобная идея уже была отражена в Сеульском коммюнике от 30 сентября 2014 года Всемирной конференции по конституционному правосудию».

Елена Сутормина просит «рассмотреть возможность проработки вопроса о целесообразности создания Евро-Азиатского суда по правам человека — аналога ЕСПЧ на евразийском пространстве». Как уточняется в письме к Сергею Лаврову, «предварительное обсуждение данного предложения могло бы состояться на встрече глав государств в Пекине, которая пройдет в сентябре 2015 года и будет приурочена к параду в честь окончания Второй мировой войны». 

Россия признала юрисдикцию ЕСПЧ в 1996 году, когда подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Как рассказал вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Владислав Гриб, за это время Россия исполнила несколько тысяч решений ЕСПЧ. Чаще всего, как рассказал Владислав Гриб, россияне подают иски к своему государству, когда их права нарушены правоохранительными органами, судебной системой или системой исполнения наказаний. Неисполненными остаются, по его словам, 1474 решения. Согласно официальной статистике ЕСПЧ, по неисполненным решениям российские власти должны выплатить €1,879 млрд, из них €1,866 млрд — акционерам ЮКОСа и €13 млн — заявителям по другим делам.

В последнее время российские политические деятели часто говорят о предвзятости и политизированности ЕСПЧ. 

10 июля заместитель министра юстиции России и уполномоченный России при ЕСПЧ Георгий Матюшкин заявил, что некоторые постановления ЕСПЧ, в том числе требования выплатить компенсации бывшим акционерам ЮКОСа, противоречат нормам международного права.

— Некоторые из постановлений ЕСПЧ по российским делам прямо противоречат нормам международного права, подтвержденным в том числе в решениях международного суда ООН, и несут в себе угрозу фрагментации международного публичного права, — сказал Матюшкин.

Глава делегации РФ в Парламентской ассамблее ОБСЕ, спикер Госдумы Сергей Нарышкин в июле заявил о необходимости дать оценку нынешнему состоянию международного права, соблюдение которого, по его словам, игнорируется сегодня целым рядом мировых политиков. 

— 70 лет это право помогало нам избежать катастрофы. Но главный вопрос XXI века — останется ли это международное право на верным пути, который был избран после второй мировой войны. Сохранится ли международное право вообще и будет ли ему опорой общность народов, которую мы привыкли называть объединенными нациями, — заявил Сергей Нарышкин, отметив, что нынешняя международная обстановка не дает повода для оптимизма.

14 июля 2015 года Конституционный Суд РФ постановил, что Россия может не исполнять решения ЕСПЧ, если они ставят под угрозу ее суверенитет. Вопрос рассматривался в связи с обращением группы депутатов Госдумы. 

Вопрос о создании аналога ЕСПЧ в Азии обсуждался и ранее. Эта идея отражена в Сеульском коммюнике Всемирной конференции по конституционному правосудию от 30 сентября 2014 года. Обсуждение идеи продолжилось в ноябре в Санкт-Петербурге в ходе встречи председателя Конституционного суда России Валерия Зорькина с президентом Ассоциации азиатских конституционных судов Хамданом Зулфой. Как говорилось в официальном сообщении Конституционного суда России, «стороны выразили готовность способствовать реализации данного предложения, в том числе через его обсуждение на ближайшем заседании Ассоциации азиатских конституционных судов и эквивалентных органов в Джакарте». Оперативно получить комментарий о проводимой по этому вопросу работе не удалось. «Известия» направили официальный запрос в КС.

Полпред правительства РФ в Конституционном и Верховном судах Михаил Барщевский считает, что азиатские страны с участием России или без него создадут свой аналог ЕСПЧ. 

В 2012 году появилась азиатская Декларация прав человека, что говорит о юридической интеграции азиатских стран. Ее подписали лидеры стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, в нее входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины). 

При этом России, по мнению Михаила Барщевского, стоит больше ориентироваться на «европейские каноны развития законодательства». 

— Мне кажется, что мы в большей степени европейская страна, чем азиатская, — сказал он. — В основе нашей правовой культуры — рецепция французского и немецкого, то есть европейского, законодательства. В последние 50 лет происходит некая универсализация, сближение законодательств Европы и Азии. С учетом глобализации экономики это процесс необратимый. Но это процесс не будет происходить очень быстро. В основе той или иной правовой системы, помимо всего прочего, лежит и культурный слой, который определяется доминирующей религией. Для европейской системы более характерно христианство, а в азиатской системе ценностей христианство практически не представлено.

Михаил Барщевский отметил, что высказывания российских политиков о предвзятости ЕСПЧ «в достаточной степени объективны».   

Владислав Гриб также считает, что в азиатском мире рано или поздно появится аналог ЕСПЧ. При этом он отметил, что Декларация прав человека, которую приняли страны АСИАН, и Европейская конвенция о правах человека очень похожи.

— Они похожи на 99,9%, — сказал Владислав Гриб. — Истоки обоих документов – Всеобщая декларация прав человека ООН (принята в 1948 году. — «Известия»).  

По мнению эксперта, азиатским странам будет труднее договориться о единых юридических принципах, чем европейским.

— Азиатский мир более различный по представленным культурам, чем европейский, — сказал Владислав Гриб. — Поэтому, я думаю, каждая азиатская страна будет подписывать документ о признании юрисдикции общего суда с большими оговорками.

Для России многие принципы азиатской юридической культуры будут чужды, добавил эксперт.

— Во многих азиатских странах применяется смертная казнь, — сказал он. — Смертная казнь есть в Китае, Таиланде, Индонезии, Малайзии. Это связано не с жестокостью Азии, а с правовыми традициями.

По словам Владислава Гриба, если появится азиатский суд, у него может возникнуть конкуренция с европейским. 

— Возможно даже, что суды будут выносить противоположные решения по одинаковым делам, и тогда России придется выбирать, какое решение исполнять, — сказал он. 

Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин отметил, что создание общего для нескольких стран суда — долгий и непростой процесс.

— Помимо всего прочего, необходимо совпадение цивилизационных оценок того или иного явления, например смертной казни. Но в процессе интеграции, в том числе и в гуманитарной области, возможно выработать общий набор оценок.

Известия // пятница, 31 июля 2015 года

ОП просит создать Евро-Азиатский суд по правам человека

ОП просит создать Евро-Азиатский суд по правам человека Он станет альтернативой ЕСПЧ, решения которого в отношении России выглядят политизированными и предвзятыми

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке