Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Минкультуры просят создать сеть бюджетных кинотеатров за 1,5 млрд

Сопродюсер «Вия» Олег Тетерин обещает обеспечить 30% дополнительных сеансов для российского кино в регионах
0
Минкультуры просят создать сеть бюджетных кинотеатров за 1,5 млрд
Фото: ТАСС/Интерпресс/Андрей Сидоров
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Кинопродюсер Олег Тетерин («Тетерин Фильм») обратился с письмом к министру культуры Владимиру Мединскому с предложением поддержать его проект сети быстровозводимых кинотеатров в малых и средних городах с приоритетным показом российского кино. Под инициативу продюсер предложил выделить 1,5 млрд рублей, т.е. 20% от всей суммы господдержки кинематографии в год. На эту сумму он планирует возвести 100 кинотеатров в регионах в течение полутора лет. Об этом «Известиям» сообщил сам Олег Тетерин. В Министерстве культуры подтвердили получение письма и обещали его рассмотреть к сентябрю.

В качестве аргументов в пользу своего предложения продюсер привел факты неэффективности распределения господдержки.

— Сегодня сложилась такая ситуация, что многие фильмы, которые снимаются при господдержке, проваливаются или просто не доходят до проката. Есть такие продюсеры, что берут деньги на одно, а снимают другое и т.д. В то же время фильмы некоторых продюсеров, которые реально занимаются кино, часто не окупаются — не из-за низкого качества фильма или недостатка рекламы, а малого количества сеансов для российского кино и мощной конкуренции с западными картинами. Это и послужило поводом для нашего письма министру, — пояснил Тетерин. — Вся наша сеть потребует затрат в 1,5 млрд рублей и обеспечит сотням российских фильмов большое количество сеансов (на один релиз — по 1 тыс. сеансов). Как известно, Министерство культуры тратит на производство от 5,4 млрд до 6 млрд рублей ежегодно. Мы обратились в ведомство с предложением, чтобы 20% (1,5 млрд) от этой суммы господдержки отдать на развитие нашей киносети, которая позволит окупаться российским картинам. А оставшиеся 80% — отдать тем продюсерам, кто действительно занимается делом.

По приведенным подсчетам продюсера, в России из 23 тыс. сеансов на 3,8 тыс. экранах на отечественные картины приходится 1,5–3 тыс. сеансов. Соответственно, новая киносеть с 500 экранами сможет обеспечить российскому релизу до 30% дополнительных сеансов, отмечает продюсер.

— Почему именно нам должны пойти эти средства? Так как только наша сеть нацелена на патриотическую концепцию — нужно отдавать приоритет российским фильмам и российским продуктам, — подчеркнул продюсер.

Сеть будет состоять из мультиплексов от 5 до 7 залов, в некоторых городах — 10 и 14 залов. В зале — до 50 мест. Если рыночная стоимость строительства кинотеатра, по словам Тетерина, составляет около 75 млн рублей, то кинотеатр новой сети обойдется в 15 млн рублей (3 млн на сооружение одного зала). Экономия достигается благодаря уникальной, запатентованной компанией «Тетерин Фильм» модульной конструкции, которую можно возвести в любой точке мира за 2–3 недели, уже готовой для кинопоказа.

— Мы изучили мировой опыт и нашли технологию, которую никто в мире не сможет повторить без нарушения наших авторских прав. Мы планируем продавать лицензии на эту конструкцию, объединив впоследствии всё под одной управляющей компанией. Это позволит нам создать первую международную киносеть, с помощью которой можно будет продвигать отечественный контент за рубежом, — рассказывает продюсер.

Кроме того, отмечает Тетерин, экономия будет достигаться за счет сниженной арендной платы. Если обычные кинотеатры располагаются на территории торговых центров, где аренда стоит около 6 млн рублей в год, киносеть «Тетерин Фильма» будет занимать муниципальные площади — или бесплатно, или по сниженным расценкам.

В этом проекте у «Тетерин Фильма» уже есть три партнера. Алексей Петрухин («Русская Фильм Группа») участвует в строительстве первого кинотеатра подобного рода в Кондрово Калужской области (20 тыс. населения), в Покрове Владимирской области (18 тыс.) — еще один частный инвестор, который не хочет афишировать свое имя. Часть будет возводиться за счет «Тетерин Фильма», часть — за счет некоей госкорпорации (какой именно, пока не раскрывается). Поиск соинвесторов продолжается.

Всего планируется построить 100 кинотеатров сети. Первые 14 должны открыться до ноября этого года, еще 86 — в течение первой половины следующего. Какие именно города войдут в этот список, пока не сообщается, но, как отметил Олег Тетерин, подходящих пунктов множество.

— Вообще не имеют ни одного кинотеатра порядка 680 городов России (сюда входят и с 1 тыс., и с 5 тыс. жителей, которые нами вряд ли будут рассматриваться), в 370 — всего один кинотеатр, и, как правило, не самый комфортабельный, но куда люди всё равно вынуждены ходить и платить 150–250 рублей. У нас же стоимость билета будет фиксированная на все сеансы — 99 рублей. Несмотря на низкую цену, на окупаемость мы планируем выйти уже через 2,5 года, — уверен продюсер.

Председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов считает, что инициатива должна пройти экспертную оценку профессионалов — владельцев киносетей, специалистов по региональной политике и др.

— Довольно легкомысленно утверждать, что столь легко можно повысить эффективность господдержки кинематографии. Даже если 80% отдать самым эффективным продюсерам, боюсь, процент «неэффективности» будет тот же, — отмечает Сельянов. — Далее, допустим, можно построить кинотеатр за небольшие деньги (хотя дешевое далеко не всегда значит хорошее), но ведь нужно еще поддерживать на плаву. Штат, коммунальные услуги, отчисления правообладателям, реклама и далее по списку — кто это возьмет на себя? Особенно, если показывать только российское кино — затраты будет трудно компенсировать. Если власти в регионах возьмут это бремя на себя, то тогда у проекта появляются шансы. Но наша практика показывает, что местные власти соглашаются на это с трудом.

В 2009 году уже была предпринята попытка создать сеть кинотеатров в регионах. Продюсер Федор Бондарчук, основатель «Кронверк Синема» Эдуард Пичугин и продюсер Сергей Сельянов заявили о намерении создать в России новую сеть кинотеатров под названием «Кино Сити». Планировалось, что в течение 4 лет будет построено 122 кинотеатра в городах, где проживает не менее 400 тыс. человек. При запуске компании речь шла о 10 млрд рублей инвестиций, получить которые инициаторы проекта предполагали от государства и частных инвесторов. Однако кризис спутал карты: в стране замерло строительство торгово-развлекательных центров, остановились не только социальные, но и коммерческие проекты кинотеатров. Идея проекта была реанимирована в 2010 году. На одном из заседаний высшего совета «Единой России» обсуждался партийный проект «Киноклуб», в рамках которого планировалось построить многозальные кинотеатры в малых городах России. Предполагалось, что оператором этого проекта станет компания «Кино Сити». Кроме политической поддержки «Киноклуб» рассчитывал на кредиты госбанков. Строительство 49 кинотеатров «в таких городах, как Пикалево», оценивалось в 8 млрд рублей. Несмотря на обещанную поддержку федеральными властями, как рассказал «Известиям» Пичугин (сегодня — гендиректор «Ленфильма» и глава НП «Киноальянс»), развивать сеть пришлось за счет личных средств инициаторов, а также кредитных займов, взятых под личное поручительство. В итоге сеть построила четыре крупных кинотеатра в регионах, а также помогла в реставрации и переоснащении еще десяткам.

— Наиболее реальный способ развития регионального кинопроката — переоборудование заброшенных ДК. В лучшем случае (если здание находится в более или менее хорошем состоянии), это требует порядка 6–8 млн рублей. Однако остаются еще значительные траты на управление кинотеатром, — отмечает Пичугин. — Строительство кинотеатра с нуля по меньшей мере стоит более 200 млн. Поэтому сейчас, в кризис, все проекты по расширению киносетей заморожены. И если у «Тетерин Фильма» действительно что-то получится, вся индустрия примет это с восторгом.

По мнению Пичугина, количество экранов необходимо увеличивать, и здесь нужно участие государства.

— То, что экранов не хватает и их количество нужно увеличивать — в интересах и российского кино, и российского зрителя, — это абсолютная правда. При очень низкой маржинальности кинопоказа рост кинотеатров напрямую зависит от государственного вмешательства. Не только потому, что от этого напрямую зависят сборы и, соответственно, доходы кинопроизводителей. Кино — это самый демократичный способ досуга миллионов россиян, и кинотеатры в сущности выполняют социальную функцию, — уверен Пичугин.

Гендиректор кинокомпании «Тетерин Фильм» Олег Тетерин ранее являлся учредителем и президентом компании «Суперфон». Из-за спора об авторстве технологии доставки рекламы на мобильный телефон в 2007 году Тетерин стал фигурантом уголовного дела о нарушении изобретательских и патентных прав, из-за чего в 2009-м был приговорен к штрафу в 150 тыс. рублей.

Как продюсер Олег Тетерин участвовал в картинах «Вий» (один из рекордсменов российского кинопроката — сборы составили 1,2 млрд рублей), «В спорте только девушки», голливудском проекте «Повар на колесах» Джона Фавро со Скарлетт Йоханссон и Дастином Хоффманом, и др. В 2014 году Олег Тетерин уже обращался в Министерство культуры с письмом, в котором предлагал на законодательном уровне обязать россиян указывать паспортные данные при скачивании пиратского контента.

Комментарии
Прямой эфир