Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Росгвардейцы обнаружили схрон с боеприпасами боевиков ВСУ в ЛНР
Культура
В Москве прошел концерт Королевского Бангкокского оркестра
Происшествия
В Хакасии шквалистый ветер сорвал крыши домов и вызвал отключения света
Общество
Битцевский маньяк заявил о готовности признаться в совершении еще 11 убийств
Мир
Медики МЧС России за сутки помогли 61 пострадавшему от землетрясения в Мьянме
Мир
Захарова назвала оскорблением выдворение РФ с мероприятий к 80-летию Победы в ФРГ
Происшествия
В Минусинске произошло возгорание лесного массива у двух микрорайонов
Мир
Генсек НАТО сравнил увеличение военных расходов ЕС с временами холодной войны
Мир
Орбан сообщил о планах мобилизовать в ВСУ закарпатских венгров
Наука и техника
Ракету с пилотируемым «Союзом МС-27» установили на старте Байконура
Происшествия
В Приморье задержали троих подростков по подозрению в покушении на убийство
Армия
Над Донецком и Макеевкой за ночь сбили 28 беспилотников ВСУ
Спорт
У стадиона Capital One Arena стоит «Овимобиль» с манекенами Овечкина и Гретцки
Происшествия
МЧС сообщило о тушении более 20 ландшафтных пожаров в Красноярском крае
Мир
В японском городе Хатиодзи столкнулись два автобуса
Спорт
Овечкина признали первой звездой игрового дня в НХЛ
Спорт
Овечкин поблагодарил семью и болельщиков после повторения рекорда Гретцки

Таксисты получат кодекс профессиональной этики

Общественная палата разрабатывает правила поведения для таксистов, используя советский опыт
493
Таксисты получат кодекс профессиональной этики
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пассажиры такси время от времени сталкиваются с такими издержками, как пыльный салон автомобиля, нечистоплотность водителя или его хамское поведение. Для пресечения подобных вещей Общественная палата занялась разработкой подробной инструкции с правилами поведения на основе советской «Памятки по культуре обслуживания пассажиров». В частности, предлагается запретить обращаться к пассажиру на ты, курить при нем. Об этом «Известиям» рассказал автор инициативы — член ОП РФ Дмитрий Галочкин.  

Как осовременить советский кодекс этики, в скором времени обсудят в палате в рамках общественных слушаний с участием представителей профсоюзных организаций таксистов и крупных таксопарков.  

Со времени возникновения профессии «таксист» в России и вплоть до перестройки требования к водителям были значительно жестче, а вход в профессию более узким, чем сегодня. В связи с внушительным количеством нелегалов, занятых в сфере  таксоперевозок, а также достаточно легким входом в профессию современные извозчики оказались далеки от советского идеала вежливости и обходительности.  

В 1970-е годы управлением легкового автомобильного транспорта для столичных водителей такси была разработана «Памятка по культуре обслуживания пассажиров», которая и служила для них своего рода кодексом этики. Этот документ общественники предложили внимательно изучить при разработке современного аналога.  

В той советской памятке говорилось, что «совершенно недопустимо панибратское обращение к пассажиру на ты, грубая манера разговаривать, назойливость. Водитель такси нарушает при этом и должностную инструкцию, и все нормы этики, когда, вместо того чтобы приветливо открыть перед пассажиром дверцу машины, пренебрежительно спрашивает: «Тебе куда?»  

Помимо откровенно грубого поведения водителю запрещалось в поездке вести разговоры «за жизнь». Инструкция предупреждала, что он совершит профессиональную бестактность, если «по собственной инициативе вступит с пассажиром в разговор, не имеющий непосредственного отношения к поездке». Если же клиент сам решил поинтересоваться чем-либо, то водитель должен постараться помочь решить возникший вопрос.  

«Советский кодекс» также не позволял курить в присутствии пассажира и открывать окна без его разрешения. В конце поездки необходимо было проследить, чтобы пассажир не забыл в машине свои вещи.  

Не так давно член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности Дмитрий Галочкин уже говорил о необходимости разработки профессионального стандарта для водителей такси, который предусматривал бы проверку на судимость. В этот раз общественник решил сосредоточиться на повышении культуры поведения современных извозчиков.   

— Таксисты — это лицо любого города, и по их обслуживанию гости судят о нем. Впереди у нас чемпионат мира по футболу, который пройдет в столице и ряде других городов. Считаю, что было бы совершенно правильно включить «Памятку по культуре обслуживания пассажиров» в перечень документов, который должен быть у водителя такси. Выдавать ее можно было бы при оформлении на работу, — отметил Дмитрий Галочкин.  

Разумеется, «советский кодекс» предлагается переработать, учитывая современные реалии, а также распространить не только на Москву, но и на другие крупные города с большим количеством таксомоторных парков.  

— Для современного таксиста надо обязательно расшифровать, что такое «вежливое» и «культурное» поведение. У вежливости в этом случае должны быть конкретные критерии оценки. Например, это может быть список рекомендованных фраз. Кроме того, необходимо решить, стоит ли включать в кодекс знание разговорного английского, чтобы водитель мог без труда объясняться с иностранцем, — добавил общественник.  

Что касается механизма распространения памятки, тут на помощь должны прийти профсоюзы, работодатели и региональные департаменты транспорта.  

По мнению председателя профсоюза столичных таксистов Вячеслава Смирнова, такая памятка нужна, только каждый пункт нужно прорабатывать совместно с профсоюзами, которые знают ситуацию в такси изнутри. Например, необходимо решить, кто будет контролировать исполнение кодекса.  

— У нас совершенно не проработан сервис «разбора полетов» между пассажиром и водителем. Например, в таких популярных веб-сервисах, как «Яндекс.Такси» и GetTaxi, всегда виноват водитель. К примеру, если невменяемый пассажир поставит ему низкую оценку, никто разбираться не будет. Еще нужно понимать, что нельзя создать рекомендации на все случаи жизни. В некоторых ситуациях водитель лучше знает, как поступить, — отметил Вячеслав Смирнов.  

Эксперт рассказал, что профсоюзы уже пытались разработать кодекс таксиста, обязывающий водителя быть вежливым и уметь находить общий язык с пассажиром.  

— Сейчас основная задача водителя — заработать побольше денег. К тому же в такси задействовано много людей разных национальностей, которые живут по своим законам. Их общение с пассажирами оставляет желать лучшего, хотя среди них есть замечательные таксисты, которых ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, — добавил председатель профсоюза столичных таксистов.  

По его мнению, чтобы кодекс работал, было бы разумно выдавать лицензию не на машину, а на конкретного водителя, а также подключить к «воспитательной работе» профсоюзы.  

Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по транспорту Александр Старовойтов отметил, что в современной России для профессии таксиста нет даже профстнандарта.    

— Действительно, всё новое — это хорошо забытое старое. В советские времена готовили настоящих профессионалов: существовали школы для таксистов, был грамотно выстроен процесс обучения. Будущие таксисты изучали техническое устройство автомобиля и учились хорошо ориентироваться в городе. Сам процесс обучения занимал от нескольких месяцев до полугода, — отметил законодатель. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением