Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Значимые цифры

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дигитализация — это тренд, который оказывает серьезное влияние на разработку новых продуктов и их последующую эксплуатацию. Применение цифровых технологий позволяет быстро реагировать на изменения, существенно повышает конкурентоспособность предприятия и сокращает сроки вывода продуктов на рынок. О вызовах современного мира инноваций в преддверии авиасалона «МАКС-2015» «Известиям» рассказал Виктор Беспалов, вице-президент, генеральный менеджер Siemens PLM Software в России и СНГ.

Что вы понимаете под дигитализацией?

В мире сегодня говорят не просто об использовании цифровых технологий в процессе разработки, а о новой промышленной революции, в основе которой — дигитализация. Сейчас все процессы, связанные с разработкой новых высокотехнологичных изделий, с их изготовлением и с дальнейшей эксплуатацией, совершаются в цифровом виде. Сами изделия становятся более интеллектуальными, они имеют технические возможности обмениваться между собой цифровой информацией. К таковым относятся не только роботы, но и любые другие продукты, которые за счет оснащения датчиками умеют сообщать информацию о своем состоянии, чтобы оставаться работоспособными (например, авиадвигатели, бытовая техника и т.п.). Суметь извлечь пользу из колоссальных объемов данных, получаемых от работающих устройств, становится важнейшим фактором успеха. Важно тщательно проанализировать и понять, как нужно обслуживать тот или иной продукт, чтобы он долгие годы продолжал эффективно работать, а самое главное — можно использовать эту информацию для дальнейшего совершенствования продуктов. Поэтому под дигитализацией мы понимаем очень серьезный тренд, связанный с комплексным внедрением цифровых технологий на всех этапах создания и эксплуатации продукта. Дигитализация оказывает очень большое влияние не только на процессы, но и на модели ведения бизнеса. Это самая серьезная и точная трактовка термина «дигитализация».

Как уровень дигитализации предприятия влияет на сроки вывода изделий на рынок и на их себестоимость?

Очень сильно. Лидирующие позиции на рынке в настоящее время занимают те промышленные компании, которые серьезно инвестировали и продолжают инвестировать в развитие цифровых технологий. Именно эти компании известны своими инновационными продуктами. Если говорить об авиационной технике, то в пример можно привести Boeing и Airbus, которые планомерно и эффективно внедряют цифровые технологии. На российском рынке в этом контексте хорошие результаты показывает компания «Гражданские самолеты Сухого».

Что определяет инновационность продукта? Какова роль цифровых технологий при их создании?

Инновационность продукта зависит от применения не отдельных технологий, а их комплекса. Самый наглядный пример — iPhone от компании Apple. До него были и цифровые камеры, и мобильные телефоны, и смартфоны с touch screen, и различные прикладные мобильные приложения. Apple стал первым, кто соединил все эти технологии на одной платформе. В результате был создан инновационный продукт. Сейчас реализовать комплекс новых технологий представляется возможным практически в любом продукте — от бытовой до автомобильной и авиатехники, вместе с тем это существенно увеличивает сложность создаваемых новых продуктов. Цифровые технологии помогают решать многие сложные интеграционные задачи и управлять постоянно возрастающей сложностью изделий.

Процесс создания инноваций можно условно разделить на три основных этапа: замысел, воплощение и использование. Какие подводные камни есть на каждом из этапов?

Во-первых, когда конструктор создает новое изделие, он должен максимально быстро реализовать свои идеи, которые должны отвечать определенным потребительским качествам и удовлетворять требованиям заказчика. Во-вторых, конструктор должен реализовать свои идеи таким образом, чтобы технологи не были ничем ограничены в использовании новых технологий в процессе производства изделия. В-третьих, конструктор должен учесть многочисленные требования к продукту, которые возникают на этапе эксплуатации. Учесть все эти требования и отслеживать их в процессе создания нового продукта без применения цифровых технологий очень сложно. Более того, иногда интересы заказчика, конструктора, производителя и пользователя могут противоречить друг другу. В такой ситуации только использование цифровых технологий помогает найти консенсус и выбрать оптимальное решение, создать конкурентное изделие и успешно производить его в дальнейшем.

Насколько дигитализация увеличивает возможность технологического про­рыва?

Один из самых ярких примеров — американская компания, производитель космических ракет Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX). Специалисты этой компании сейчас работают над реализацией концепции возвращаемого космического аппарата, чтобы ракета в автоматическом режиме взлетала, выводила на орбиту спутник или пилотируемый аппарат, а потом имела возможность вернуться к месту предполагаемой посадки. Это реально прорывная технология. А возможность претворить ее в жизнь появилась только после того, как современные цифровые технологии позволили смоделировать весь вышеописанный процесс еще на этапе, предшествующем изготовлению физического прототипа «ракеты-автомата».

В чем преуспел Siemens по сравнению с другими компаниями в вопросе производства инноваций?

Компания Siemens PLM Software много и серьезно инвестирует в создание и разработку новых технологий. Siemens является единственной компанией, которая в настоящее время предлагает рынку решения, способные объединить цифровой и реальный миры. Мы предлагаем программные продукты, которые используются на этапе разработки и создания новых изделий. Они обеспечивают разработку виртуальной интеллектуальной модели, на базе которой в дальнейшем производится изделие в реальном мире — на заводе — с наименьшими затратами и с самым высоким качеством.

Siemens является достойным примером, применяя такой подход для производства изделий на собственных заводах. Компания инвестировала в строительство завода в немецком городе Амберге, который занимается производством контроллеров Simatic для более 60 тыс. заказчиков по всему миру. Эти контроллеры применяются для решения задач управления и регулирования в различных системах автоматизации. К примеру, они управляют горнолыжными подъемниками и бортовыми системами круизных лайнеров, а также промышленным оборудованием в различных отраслях — от автомобилестроения до фармацевтики. Ежегодно на заводе производится более 12 млн таких контроллеров. Более 75% всех работ выполняется станками и компьютерами, а качество выпускаемой продукции составляет 99,9988% (не более 12 бракованных контроллеров на 1 млн штук). Получается фантастическая ситуация: контроллеры Simatic управляют изготовлением таких же контроллеров Simatic.

Как сделать процесс внедрения цифровых технологий более эффективным?

Немногие компании готовы к комплексному внедрению цифровых технологий, потому что это тянет за собой необходимость изменения всей бизнес-модели. Очень часто звучит вопрос: сколько будет стоить процесс дигитализации? Это заведомо провальный подход к делу. Эффективно внедрить новые возможности смогут только те, у кого хватит смелости и настойчивости начать процесс дигитализации в своей компании и в своей отрасли и довести его до логического завершения с конкретными положительными результатами. На этом нелегком пути промышленному предприятию потребуются надежные партнеры — поставщики промышленно опробованных технологий, готовые всегда прийти на помощь.

Насколько оснащение производства, бизнес-процессы и научно-технический потенциал российских авиастроительных предприятий сопоставимы с теми, что имеются у ведущих международных компаний?

Российские авиастроительные компании вполне конкурентоспособны на мировом рынке, по крайней мере в отдельных сегментах. На каждом из этапов создания авиационной техники используются разные технологии. На этапах рабочего проектирования российские компании конкурентоспособны, они идут в ногу с европейскими, американскими и азиатскими участниками рынка. На более ранних этапах, когда решаются расчетные задачи и задаются параметры дальности, веса, экологичности и экономичности, есть отставание, потому что мировые производители уже оцифровали многие процессы разработки и эффективно управляют требованиями. У нас же большая часть знаний хранится только в умах высококвалифицированных работников. Дигитализация процесса создания авиационной техники позволяет максимально быстро получить оптимальный результат. В том числе и потому, что цифровые технологии позволяют отказаться от ряда испытаний на физическом прототипе в пользу виртуальной модели и существенно сократить время выхода на рынок, что является жизненно важным показателем для любой новой авиационной программы.

На ИННОПРОМе стало известно о намерении «Вертолетов России» перейти на автоматизированное и роботизированное производство. Одна из таких площадок будет построена в Батайске, это будет вертолетостроительный кластер. Расскажите об этом проекте подробнее.

Да, такие намерения были анонсированы, и этот проект напрямую связан с темой дигитализации. «Вертолеты России» ставят задачу построить высокоавтоматизированное, фактически роботизированное производство, где все процессы будут осуществляться на базе цифровых технологий. Одну из таких площадок они планируют построить в городе Батайске в Ростовской области, это будет вертолетостроительный кластер. Там планируется создать абсолютно новое производство, а в новых цехах установить оборудование, оснащенное по последнему слову цифровых технологий. Реализация «Вертолетами России» задуманного станет большим достижением.

Есть ли в настоящий момент у Siemens другие подобные проекты с крупными авиастроительными компаниями?

Мы очень активно работаем с рядом заказчиков, в числе которых Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), «Технодинамика» («Авиационное оборудование»). С этими компаниями мы сотрудничаем многие годы, и сотрудничество давно переросло стандартные формы взаимодействия заказчик—поставщик. Мы поставляем им программные продукты, которые разрабатываем с учетом индивидуальных требований и специфических особенностей этих организаций.

Чего не хватает в России, чтобы процессы дигитализации проходили быстрее?

Не хватает системности в подходах, связанных с внедрением новых технологий. Нередко встречается прагматичный подход: давайте купим новое оборудование, заменим им старое, и у нас повысится производительность труда на производстве. При таком подходе упускается из виду тот факт, что каждый новый станок должен быть правильно внедрен в реальное производство. К нему должна быть разработана технология изготовления, эту технологию нужно представить как технологу, так и конструктору. Есть также затруднения, связанные с инвестиционными и временными ресурсами. Часто до последнего ждут и внедряют что-то новое, когда это нужно было делать еще «вчера», в результате упускается момент. В России у промышленных предприятий пока нет четкого видения преимуществ дигитализации производства с расчетом на ближайшие несколько лет. Радует то, что интерес к этому вопросу постоянно возрастает. Специалисты всегда с большим удовольствием знакомятся с новыми цифровыми технологиями.

Что должно делать государство для того, чтобы поддержать развитие дигитали­зации?

Государство должно стимулировать этот процесс, помогать не только материально, но и путем внедрения различных стимулов, например льготного налогообложения для тех компаний, которые серьезно инвестируют в развитие цифровых технологий. Очень многое государство должно сделать и в области стандартизации подходов к дигитализации. Пока предприятия следуют своими собственными путями развития, их успех зависит только от инициативности владельцев и руководителей бизнеса. В такой ситуации государство должно выработать единые стандарты, чтобы не приходилось изобретать велосипед.

Что вы можете пожелать всем предприятиям, которые развивают цифровые технологии и следуют по пути дигитали­зации?

Побольше активности! Успех любого дела зависит от пассионарных личностей, которые готовы увлеченно работать не только за деньги. Реальный интерес заключается в том, чтобы сделать нечто новое, чего никто до тебя не делал. Успех приходит к тем, кто не боится рисковать.

Комментарии
Прямой эфир