«Граждане ЕАЭС не должны быть легионерами в КХЛ»

На прошлой неделе министр спорта РФ Виталий Мутко был безальтернативно избран президентом РФС, а затем еще напомнил о необходимости ужесточать лимит на легионеров, относя к таковым игроков из стран Евразийского экономического союза. В пока еще сопротивляющейся данной инициативе Континентальной хоккейной лиге во вторник состоится заседание совета директоров, на котором обсудят ситуацию с группой белорусских хоккеистов, с которыми клубы вынуждены расторгать контракты из-за лимита, вступившего в силу уже по ходу сезона. Ситуацию со статусом спортсменов из ЕАЭС в интервью корреспонденту «Известий» прокомментировал член Совета Федерации и член исполкома РФС Виктор Озеров.
— После июньского президентского Совета по физической культуре и спорту Владимир Путин подписал ряд поручений правительству РФ о внесении в Госдуму федерального закона, включающего в себя уточнение правил выделения профессиональным клубам бюджетных средств, обязательство клубами развивать детско-юношеский спорт и проработку вопросов о заключении со спортсменами и тренерами только срочных трудовых договоров. Дума уже получила проект закона?
— Всё это находится на стадии разработки правительством. До нас пока ничего из этого не доходило, поэтому мы не обсуждали эти поручения. Реализовано положение о регулировании Министерством спорта количества легионеров в том или ином виде спорта. Кстати, это тоже было поручение президента страны, данное на Совете по спорту. Принят закон и в футболе, и в хоккее. В футболе это уже действует, а в хоккее более болезненно восприняли изменения. В РФПЛ это «проглотили», а в КХЛ еще 8 сентября соберется совет директоров по этому вопросу. Хотя сезон уже идет.
— Министерство спорта не перегнуло палку, настойчиво навязывая статус легионеров казахским и белорусским хоккеистам? Для чего тогда нам Евразийский экономический союз, если мы в спорте нарушаем договоренности о едином пространстве?
— «Дело Босмана» мы, конечно, можем организовать и на постсоветском пространстве. Но правила должны быть одинаковыми. Не должно быть такого, чтобы в хоккее с шайбой они были не легионерами, а в футболе и хоккее с мячом — легионерами. Нужен одинаковый подход. С моей точки зрения, раз мы создавали ЕАЭС и сделали такой рабочий статус, что казахи, белорусы, армяне и киргизы не являются иностранцами, то и в спорте мы не должны их признавать легионерами. Будь моя воля, они бы не считались иностранцами.
— Как вы восприняли безальтернативное избрание Виталия Мутко президентом РФС?
— То, что Виталий Леонтьевич — единственный кандидат, это правильно в тех условиях, в которых оказался РФС. Соединение его опыта как руководителя клуба, члена исполкома ФИФА, бывшего президента РФС и министра спорта будет способствовать улучшению состояния дел. В ходе его выступления на конференции чувствовалось, что человек владеет ситуацией и за время работы в Минспорта от футбола не отходил. Его выступление перед делегатами было выстроено и стратегически, и тактически, и популистски. Тем более те вещи, о которых он говорил, будь то массовый и профессиональный футбол или взаимодействие с регионами, хотели слышать все делегаты, поэтому, даже будь голосование тайным, людей, проголосовавших против кандидатуры Мутко, было бы минимум.
— Какие конкретные пункты программы Мутко вы выделите?
— Я, помимо того что вице-президент РФС, еще являюсь председателем комитета массового футбола. И в первую очередь меня интересуют вопросы детско-юношеского и массового футбола. Это не менее важно, чем сборные и клубы. Я уже неоднократно говорил, что пирамида у нас построена на массовом и детском футболе, а если мы посмотрим на финансирование, то увидим, что все деньги вверху, а внизу только основание. Баланс между людьми, занимающимися массовым футболом, и вниманием к нему со стороны РФС и Министерства спорта — это необходимое условие для выращивания кадров для юношеских и молодежных сборных России, а затем национальной команды страны.
— Мутко во время выступления перед делегатами заявил, что будет избавляться от паразитов, решающих в футболе свои интересы. Кого он имел в виду?
— В массовом футболе нажиться не на чем, потому что в нем денег немного. В массовый футбол, наоборот, нужно вкачивать деньги, причем большие.
— Сколько?
— Если мы будем говорить о 2 млрд рублей реальных доходов РФС, то минимум 10% должны уходить на детский футбол. В общем, не меньше 200 млн рублей.
— Предыдущее руководство РФС столько дать не могло из-за массовых задолженностей. Почему, несмотря на это, 31 мая многие делегаты поддержали Николая Толстых, едва не удержав его на посту президента РФС (195 голосов было против отставки, 235 — «за» при минимальных 225 голосах)?
— Я уже об этом говорил и готов сказать об этом сейчас: Николай Александрович действительно человек спортивный и бессребреник. В плане уважения и преданности футболу он вряд ли кому-то уступит из присутствовавших в зале, где проходила конференция. Но и в армии, и в футболе говорят: «Нет такой должности как хороший парень». Нужен организатор. И в данном случае можно говорить о том, что бизнес идет в те субъекты Российской Федерации, будь то регионы или общественные организации, где есть политическая стабильность и гарантия инвестиций. Я готов согласиться с Виталием Леонтьевичем, что бизнес именно поэтому не шел в футбол — не было гарантий и стабильности. А региональные лидеры поддержали Толстых по разным причинам. Тут и уважение к Николаю Александровичу, и боязнь тех перемен, которые могут случиться.
— Через два дня после майской конференции РФС состоялось вышеупомянутое заседание Совета при президенте РФ по физической культуре и спорту, где Владимир Путин заявил о необходимости прекратить ярмарку тщеславия и начать тратить деньги бюджета и корпораций с государственным участием на массовый и детско-юношеский спорт, а не на легионеров и агентов. Эта директива главы государства не будет проигнорирована спортивным сообществом?
— Истина находится посередине, а вы выхватываете только одну часть его заявления. Вы упустили слова Владимира Владимировича, что мы не должны отказываться от иностранных тренеров и футболистов, но должен быть здравый смысл. А я скажу: мы должны создать такую систему, когда клубы смогут существовать без бюджетов. Положа руку на сердце приходится констатировать: закрыв сейчас бюджетное финансирование, мы можем полностью закрыть вторую лигу, почти всю первую лигу и две трети клубов премьер-лиги. Мы пока не выстроили такую инфраструктуру, когда было бы только частное финансирование и все клубы были бы частными. Сейчас у нас почти все на бюджетах. И футбол — не единственная отрасль, где такое есть. Это и в хоккее с шайбой, и в хоккее с мячом.