Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Алло, мы ищем молперов

Журналист Максим Соколов – о том, как сегодняшняя журналистика трансформируется в информационный пролетариат
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Время быстротечно, и мы рано или поздно ощущаем на своей шкуре печальную мудрость строк Тютчева: «Когда дряхлеющие силы // Нам начинают изменять // И мы должны, как старожилы, // Пришельцам новым место дать, — // Спаси тогда нас, добрый гений, // От малодушных укоризн, // От клеветы, от озлоблений // На изменяющую жизнь; // От чувства затаенной злости // На обновляющийся мир, // Где новые садятся гости // За уготованный им пир».

Разум подсказывает, что так уж самим Господом Богом заведено: «Овым подобает расти, овым же малитися», — но редко кому в полной мере удается избежать старческой слабости в духе отставного премьер-майора А.П. Гринева, читающего «Придворный календарь»: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы…».

Обозревая дела в цехе задорном, к коему и сам принадлежу, т.е. к журналистской братии, невозможно не заметить, как былые популярные авторы один за другим — не исключая, конечно, и автора этих строк — переходят в унылые старперы, познавшие на себе желчь горького сознанья, что нас поток уж не несет. Только и остается что читать «Придворный календарь».

Поговорка «звенья гребаной цепи», означающая предполагаемое удушение очередного СМИ освободительного направления, тут никак не помогает и ничего не объясняет, поскольку, во-первых, чахнут и вянут все СМИ, независимо от направления — как освободительные, так и совсем наоборот. Во-вторых, если бы дело было только в каких кознях, великие мэтры, гуру etc. могли бы найти (и, кстати, находят) себе прибежище на различных вражьих голосах. Тем более что деньги сейчас на это дело пошли, и довольно хорошие. При нынешнем развитии Интернета какая разница, немецкий, американский или российский сайт смотреть. Главное, чтобы любимый автор снова был с нами.

Но с нами-то он с нами, только прежнего интереса к нему нет. Старпер и есть старпер, хоть вещает он с отечественного амвона, хоть с иностранного, хоть с обоих разом.

Можно было бы смириться с тем, что «Другие есть призванья, // Другие вызваны вперед» — да и кто, собственно, старперов будет спрашивать. Но картину смирения несколько портит то, что нет ответа на вопрос: а где же молперы? Где эти новые гости, садящиеся за уготованный им пир? Эти юные генерал-поручики и обоих российских орденов кавалеры - кто они? Адреса, пароли, явки. Не дают ответа.

Журналистика пришла в то странное состояние, когда ветхие старперы — причем всех направлений — сходят со сцены, а бодрые молперы взамен отнюдь не появляются.

Одна из причин — разрушение цеховой структуры журналистики. Вместо более или менее закрытого иерархического цеха, в котором естественно наличие мейстерзингеров, явился Интернет, отрицающий иерархическую структуру. Вместо мейстерзингеров — принципиально равные друг другу киберактивисты. «Много у нас диковин, каждый чудак — Бетховен». На новом поле молперов искать довольно бессмысленно — не отыщешь.

Другая причина в том, что журналистику постигла судьба иных профессий и ремесел, утративших свой прежний ореол уникальности. В 20—30-е гг. прошлого века летчик был личностью выдающейся и обожаемой. Имена знаменитых пилотов у всех были на слуху. Ныне это как водитель комфортабельного междугороднего автобуса. Профессия хорошая — бывают и менее почтенные, но никаких ореолов летчики давно не имеют.

Та же эволюция произошла и с космонавтами. Из героев-покорителей космоса, которыми были Гагарин, Леонов, Армстронг, они преобразовались в орбитальных космических рабочих. Относительно высокооплачиваемых (впрочем, до финансового маклера далеко) — но и не более того. В Аллею героев космоса их бюсты давно уже не помещают.

Такие девальвированные профессии можно перечислять и далее. Посол в XIX и даже в первой половине XX века и посол сегодня. Никакого сравнения.

Похоже, что и молперов от журналистики постигла сходная судьба. Старперы доживают свой век, а молперы трансформируются в информационный пролетариат, руководимый эффективными менеджерами. Свойство же пролетария — как мы видим на примере токарей, слесарей, сталеваров, а равно и современных летчиков, космонавтов, послов etc. — это фактическая анонимность. Никто их имен не скрывает, но помнит их только узкий круг сослуживцев и коллег, а прочим их имена без надобности.

Так что клич «Алло, мы ищем молперов» — это глас вопиющего в пустыне.

Комментарии
Прямой эфир