Центробанк оставил ключевую ставку на уровне 11% годовых

Центробанк сохранил уровень ключевой ставки на уровне 11% годовых. Решение было принято сегодня на заседании совета директоров ЦБ. Об этом рассказал депутат Госдумы Евгений Федоров со ссылкой на участников совета. При этом Федоров отметил, что помощник президента Андрей Белоусов просил уменьшить ставку до 4% годовых.
Ключевая ставка на текущий момент является основным инструментом денежно-кредитной политики ЦБ, ставка, по которой регулятор финансирует банки, — она так или иначе влияет на ставки по кредитам и депозитам всей банковской системы.
Повышение ключевой ставки ведет к снижению спекулятивного давления на рубль и позволяет ослабить его девальвацию. Напротив, снижение ставки способствует созданию дополнительного спроса со стороны банков, получивших дешевые рубли от ЦБ, на иностранную валюту.
Кроме того, высокие ставки по рублевым инструментам означают их большую доходность и инвестиционную привлекательность, снижают бегство инвесторов и населения из рубля, что опять же положительно влияет на курс. С другой стороны, высокая ставка — это дорогие кредиты для экономики и ускорение инфляции. Что касается прямых инструментов для поддержки курса рубля, то ЦБ продолжает активно использовать валютные интервенции и валютный своп.
До кризиса уровень этого индикатора был 8%, в конце октября 2014 года ключевая ставка была повышена до 9,5% годовых, 11 декабря — до 10,5%.
15 декабря ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 6,5 п.п. — до 17% годовых.
В 2015 году регулятор последовательно снижает этот показатель. Уже 30 января ставка уменьшилась на 2 п.п. — до 15% годовых. 13 марта — с 15% до 14%, 30 апреля — с 14% до 12,5% годовых, 15 июня — до 11,5%, 31 июля — до 11%.
Сегодня ЦБ оставил ставку неизменной.
— Совет директоров Банка России 11 сентября 2015 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 11,00% годовых, учитывая увеличение инфляционных рисков при сохранении рисков существенного охлаждения экономики, — приводится аргументация ЦБ в официальном сообщении. — В августе произошло значительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры. Под воздействием курсовой динамики выросла инфляция и инфляционные ожидания. Произошедшее снижение курса рубля продолжит оказывать влияние на цены в ближайшие месяцы. Однако относительно жесткие денежно-кредитные условия и слабый внутренний спрос приведут к дальнейшему снижению годовой инфляции. Годовой темп прироста потребительских цен в сентябре 2016 года составит около 7% и достигнет 4% в 2017 году, чему будет способствовать проводимая денежно-кредитная политика. Банк России будет принимать решения об уровне ключевой ставки в зависимости от изменения баланса инфляционных рисков и рисков охлаждения экономики.
В сообщении ЦБ подчеркивается, что годовая инфляция увеличилась с 15,6% в июле до 15,8% в августе.
— По оценкам Банка России, по состоянию на 7 сентября темп прироста потребительских цен сохранился на том же уровне, — отмечается в релизе регулятора. — Снижение курса рубля привело к ускорению роста цен на широкий круг товаров и услуг. Это наряду с индексацией тарифов на услуги коммунального хозяйства в июле стало причиной повышения инфляционных ожиданий. Произошедшее в июле-августе снижение курса рубля продолжит оказывать влияние на динамику инфляции в ближайшие месяцы. Вместе с тем умеренно жесткая денежно-кредитная политика и ослабление потребительского спроса при существенном сокращении реальных доходов ограничивают рост потребительских цен.
ЦБ подчеркивает, что основными источниками инфляционных рисков являются дальнейшее ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, сохранение инфляционных ожиданий на повышенном уровне и пересмотр запланированных на 2016–2017 годы темпов увеличения регулируемых цен и тарифов, индексации выплат и в целом смягчение бюджетной политики.
Банк России, констатируется в релизе, будет принимать решения об уровне ключевой ставки в зависимости от изменения баланса инфляционных рисков и рисков охлаждения экономики.
Следующее заседание совета директоров ЦБ по поводу ключевой ставки состоится 30 октября.
— Решение оставить ключевую ставку на прежнем уровне — ожидаемое, — считает главный аналитик Бинбанка Наталия Шилова. — Основные причины — ускорение инфляции, которое произошло в августе и в начале сентября из-за нестабильности на валютном рынке. Поэтому вполне логично, что ЦБ взял паузу на текущем заседании. Тем не менее можно ожидать снижения ключевой ставки на 1 процентный пункт до конца года в том случае, если курс рубля стабилизируется на текущем уровне.
Как правило, приводя аргументы по поводу ключевой ставки, ЦБ ориентируется на уровень инфляции (в годовом выражении — 15,8% на август 2015 года). Однако в пансионате «Бор» на встрече с топ-менеджерами банков РФ в феврале 2015 года регулятор констатировал, что подход к ключевой ставке не является чисто «инфляционным». ЦБ принял три ориентира для изменения ставки: курсовая стабильность, инфляционное таргетирование, поддержка экономики, заявила тогда председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
В октябре 2014 года в интервью «Известиям» известный экономист Нуриэль Рубини обрисовывал сложную ситуацию, с которой столкнулся ЦБ в вопросе изменения ключевой ставки в текущий кризис.
— Постепенно ускорится инфляция, и Центральный банк России окажется в пикантной ситуации: если он попытается остановить ослабление рубля повышением процентной ставки, это еще больше ослабит экономику, но если такого шага не сделать, это может обрушить рубль и вызовет еще большую инфляцию. Серьезная дилемма, — говорил Рубини.
Бывший зампред ЦБ Константин Корищенко, а ныне завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС), поясняет, что в экономике существует известная закономерность, так называемая невозможная триада, суть которой заключается в том, что одновременно свободное движение капитала, фиксированный курс и независимая денежно-кредитная политика сосуществовать не могут.
— В России отсутствуют ограничения на движение капитала, поэтому ЦБ необходимо выбрать из двух оставшихся составляющих то, на чем нужно сконцентрировать все усилия: политику борьбы с инфляцией или политику фиксированного (управляемого) курса. Сейчас, по всей видимости, Банк России пытается найти тонкий баланс между этими двумя целями. И новая риторика ближе к сегодняшним реалиям, чем ориентир исключительно на инфляцию (как и то, что ранее таким ориентиром неявно был стабильный курс). Понятно, что полное игнорирование динамики курса рубля вряд ли приемлемо для ЦБ — в том числе и потому, что стимулирует инфляцию, поэтому он периодически выходит на рынок с интервенциями.
Корищенко уверен, что впоследствии Банку России необходимо будет сделать выбор между стабилизацией рубля и таргетированием инфляции.
— По всем прогнозам, рост цен начнет замедляться во II квартале 2015 года, в то же время вырисовывается тренд увеличения цены на нефть, — добавил собеседник.
По данным «Деловой России» и «Опоры России», сразу после повышения ключевой ставки ЦБ с 10,5% до 17% годовых в декабре 2014 года ставки по кредитам для крупного бизнеса взлетели с докризисных 14–16% до 30% годовых, для малого и среднего бизнеса — с 12–16% до 25–34% и остаются на сопоставимом уровне. Объем антикризисной поддержки правительством составляет более 2 трлн рублей, из этой суммы 65% предоставляется на поддержку банкам; 6,5% направляется на бюджетные кредиты регионам; 6,9% — на индексацию пенсий; 5,8% — на стимулирование кредитования жилищного строительства. В сумме это более 85% от планируемого антикризисного бюджета.