Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Spiegel сообщил о планах пяти депутатов Европарламента посетить парад Победы в РФ
Мир
В Великобритании признали силу России и несостоятельность НАТО
Мир
Путин поздравил с Днем Победы лидеров стран СНГ, народы Грузии и Молдавии
Мир
Захарова назвала заявление главы МИД Чехии о памятнике Коневу примером раболепия
Мир
В Нью-Дели состоялось шествие «Бессмертного полка»
Интернет и технологии
В Роскачестве предупредили о росте случаев мошенничества с сим-боксами
Общество
Синоптики спрогнозировали похолодание до +11 градусов в Москве 8 мая
Мир
Президент Республики Сербской Додик прибыл в Москву по случаю 80-летия Победы
Мир
НМГ и Медиакорпорация Китая (CMG) подписали соглашение о сотрудничестве
Мир
Си Цзиньпин заявил о готовности КНР и РФ защищать правду об истории Второй мировой войны
Мир
Орбан предрек Европе банкротство в случае отказа от российских энергоносителей
Общество
Генпрокурор РФ возложил цветы к памятнику воинам-красноармейцам в Подмосковье
Мир
Глава МИД Венесуэлы рассказал о строительстве памятника к 80-летию победы в ВОВ
Мир
В столице Канады волонтеры выложили цифру «80» из свечей в честь юбилея Победы
Мир
Путин заявил о развитии отношений России и Китая во благо народов двух стран
Армия
Российские военные отреставрировали мемориал павшим в ВОВ солдатам в ДНР
Мир
В США рассекретили еще 60 тыс. страниц из материалов об убийстве брата Кеннеди

Закупка на миллион

15
Закупка на миллион
Выделить главное
Вкл
Выкл

Со следующего года госкомпании могут обязать закупать не менее 2% инновационной продукции в год от суммы заключенных контрактов. Малому и среднему бизнесу придется покупать этой продукции не менее чем на 1% от той же суммы. С 2018 года показатели планируется повысить еще раз — до 5 и 2,5% соответственно. Поможет ли очередной «авторитарный» способ регулирования стимулировать спрос на высокотехнологичную продукцию?

В целом в правительстве РФ убеждены, что малый и средний бизнес, получив доступ к заказам госкомпаний, сможет быстрее развиваться и внедрять новые технологии.

Таким способом власти планируют предоставить новые возможности малому и среднему предпринимательству.

Инновации «задним числом»

В экспертной среде нет единого мнения по поводу того, насколько планируемые поправки будут полезны. Виктор Яшин, доцент кафедры инновационных проектов Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), считает, что государство не должно оказывать компаниям прямую поддержку или запрещать им что-либо, а должно сделать так, чтобы закупать инновационную продукцию любому бизнесу стало выгодно. Речь в данном случае идет не об одном или нескольких предпринимателях, а об их большинстве. Это можно сделать, например, за счет снижения процентов по кредитам для всех, кто занимается коммерциализацией разработок и трансфером технологий. «Возникает вопрос, не является ли данная обязанность закупать не менее 2% инновационной продукции в год новой создаваемой государством коррупционной лазейкой? — рассуждает Виктор Яшин. — Ведь если у меня есть обязанность, а у моего знакомого инновационная продукция, которая до сих пор не нужна была из-за, например, неудовлетворительного соотношения цена–качество, то почему бы теперь нам не договориться? У него повышение продаж, у меня «чистенький» отчет. А как поступить с прибылью, условиться проще простого».

В добавление к этому Виктор Яшин рассказал, что он неоднократно бывал на стажировках на разных предприятиях в Финляндии и Германии, но никогда не слышал, чтобы за границей кто-то кого-то обязывал покупать высокотехнологичную продукцию. При этом государство, регионы и муниципалитеты уделяют большое внимание созданию условий для плодотворной инновационной деятельности. В европейских инновационно-технологических центрах, бизнес-инкубаторах «тепло и светло», у каждого сотрудника есть возможности как для реальных, так и для виртуальных коммуникаций, сотрудники обеспечены всем необходимым оборудованием. А результативность инновационной деятельности оценивается не в процентах, а в количестве созданных рабочих мест.

Еще несколько «подводных камней» новой поправки назвал Константин Прядко, руководитель направления исследований в области инвестиций научно-исследовательского центра «Неоэкономика». По его мнению, формальные требования к закупкам со стороны государства очень легко так же формально обойти. Госкомпаниям будет достаточно на бумаге имитировать активность в этом отношении. «Любые формальные требования могут быть обойдены — это привычный стиль работы в России, — говорит Константин Прядко. — Была бы задача, а уж юридическое лицо под ее исполнение всегда найдется, и это юридическое лицо будет соответствовать всем необходимым критериям». Схема проста: как только «обязаловку» введут, будет заключено колоссальное количество сделок. По итогам госкорпорации составят отчеты: столько-то юридических лиц, у них столько-то всего закуплено. А дальше никто не будет проверять, какая из компаний и куда совершила поставку. Это просто будет невозможно.

Несмотря на большое количество отрицательных мнений, некоторые из экспертов все же считают, что введение четко регламентированной нормы закупок инновационной продукции — это реально необходимая мера. Например, Михаил Васильев, президент Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА), убежден, что это одна из полезных временных мер для удобства работы малого и среднего бизнеса. «В государстве работает целая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, — отметил эксперт. — Не надо утрировать и путать два понятия: поддержка инновационных продуктов и наглая коррупция, которая и сейчас существует. С ней уже борются и будут бороться дальше. А если кто-то захочет провернуть свое дельце в обход закона, то его нужно наказывать, заводить на него уголовное дело».

ПИР горой?

«Авторитарные» методы регулирования закупки инноваций госкомпаниями в России уже не в новинку. Так, в конце лета Высшая школа экономики (ВШЭ) опубликовала результаты исследования, в котором были обобщенные итоги выполнения госкомпаниями программ инновационного развития (ПИР) за 2011–2013 годы и приоритеты их дальнейшей реализации. Сейчас госкомпании вкладывают в инновационные программы около 16% выручки, говорится в исследовании. Источниками данных для анализа послужили ПИР госкомпаний, отчеты и ежегодные мониторинги их реализации, а также опрос представителей компаний, проведенный в 2014 году Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ ВШЭ).

В целом программы инновационного развития компаний с государственным участием реализуются уже четыре года. Впервые инициатива была озвучена еще в начале 2010 года, когда вышло соответствующее поручение президента РФ. В течение 2011 года 47 крупнейших государственных компаний, представляющих ключевые секторы российской экономики, разработали и утвердили указанные программы. В дальнейшем число таких компаний было увеличено до 60, в сумме они обеспечивают около 20% российского ВВП. Среди них крупнейшие госкомпании в области машиностроения («Ростех», ОАК, РКК «Энергия»), добывающей промышленности («Газпром», «Роснефть»), инфраструктуры (РЖД, «Россети»). Компании разрабатывают ПИР с учетом своих бизнес-стратегий, а также национальных приоритетов технологического развития.

Интересно, что у компаний в разных секторах экономики затраты на инновационную продукцию сильно различаются. Так, в компаниях космического сектора, авиа- и судостроения доля инвестиций в инновации достаточно велика. Основная часть расходов на таких предприятиях приходится на научные исследования и разработки. В добывающем секторе, энергетике, инфраструктурных компаниях, напротив, удельный вес затрат на ПИР в выручке существенно ниже. Средства в этих компаниях тратятся на создание новых и модернизацию существующих мощностей.

Тем не менее некоторые общие результаты ПИР все же показательны. Так, всего за период реализации инновационных программ компании демонстрировали значительное повышение доли высокотехнологичной продукции: 27,1% в 2013 году против 15,4% в 2011 году. В абсолютном выражении объем реализованных инновационных товаров, работ, услуг вырос за этот период почти втрое — с 250 до 736 млрд рублей. Производительность труда за три года реализации инновационных программ в среднем выросла на 63% по всем компаниям. Другими словами, за три года выручка в расчете на одного сотрудника увеличилась в среднем на 23%.

Темп прироста объемов исследований и разработок, демонстрируемый компаниями за период реализации программ, практически втрое превышает средний по экономике. Важная деталь: даже в условиях динамичного роста расходов на исследования и разработки содержание самих проектов зачастую носило далеко не радикальный характер. Зато у многих госкомпаний сложились устойчивые связи с отраслевыми научными организациями. Авторы доклада даже отмечают формирование в некоторых госкомпаниях расширенных научно-технических и экспертных советов по инновациям с участием представителей вузов и научных организаций.

Сказано, но не сделано

Изначально планировалось, что реализация программ инновационного развития будет не только стимулировать повышение конкурентоспособности госкомпаний, но и позволит создать спрос на инновационные товары и услуги в российской экономике.

При этом любое «принуждение к инновациям» (и обязательные закупки инноваций, о которых говорилось вначале, — только часть большой проблемы) оценивается экспертами как мера крайне неэффективная. Авторы исследования, проведенного во ВШЭ, пишут, что «подобная политика отчасти была оправдана исторически сложившимися условиями функционирования компаний с госучастием — низкоконкурентной средой и нередко монопольным положением на рынке, отсутствием экономических стимулов для инновационной деятельности. В такой ситуации формирование подобного рода «искусственных» инструментов государственного воздействия, как ПИР, оставалось фактически единственной возможностью переломить текущие тренды».

Государственную политику разработки и реализации программ инновационного развития представители госкомпаний оценивают как в той или иной степени эффективную, показал опрос Института статистических исследований НИУ ВШЭ. Вместе с тем ее результаты можно будет ощутить не ранее чем через 5–7 лет и при этом далеко не во всех организациях. «На мой взгляд, имеющиеся результаты противоречивы, — говорит Михаил Голанд, директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями ИСИЭЗ ВШЭ. — С одной стороны, в подавляющем большинстве компаний удалось создать систему управления инновациями, появились сотрудники и целые подразделения, ответственные за инновационное развитие. С другой — добиться качественного повышения уровня инновационной активности госкомпаний все же не удалось». А раз так, то, может быть, государству стоит задуматься над тем, чтобы попробовать стимулировать закупку инноваций не только по системе «приказано-сделано», но и другими, более вдумчивыми способами?

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности