Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Экономика
Путин отметил высокий темп роста промышленного производства в Санкт-Петербурге
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Таджикистан обеспокоился проблемами при пересечении границы РФ его гражданами
Мир
Премьер Украины заявил о сложной ситуации в энергосистеме страны
Мир
В ФРГ обратили внимание на оппозиционеров из РФ с флагами украинских радикалов
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Захарова указала на рост уровня ядерной опасности из-за политики Запада
Мир
Экс-аналитик ЦРУ назвал взрывы на «Северных потоках» актом агрессии против России
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Армия
Легендарная 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия отметила юбилей

«Соловецкий камень» всегда будет священным, и его никто не тронет»

Скульптор Георгий Франгулян — о том, почему Москве необходим монумент жертвам политических репрессий
0
«Соловецкий камень» всегда будет священным, и его никто не тронет»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Главный фаворит конкурса проектов на разработку монумента жертвам политических репрессий — Георгий Франгулян, автор памятников Булату Окуджаве, Исааку Бабелю, Иосифу Бродскому, Дмитрию Шостаковичу и др. В интервью «Известиям» скульптор объяснил, почему городу необходимо напоминание о трагедии и в чем отличие будущего монумента от «Соловецкого камня», расположенного на Лубянской площади. Также автор работы под названием «Стена скорби» отметил, что для установки будущего монумента было выбрано не самое удачное, на его взгляд, место.

— Почему вы решили принять участие в конкурсе?

— Только по той причине, что этот конкурс — не купленный. В жюри входит очень много правозащитников, которые не могут продаться. Каждый конкурс заточен под определенных исполнителей, и в большинстве случаев я знаю, кто выиграет. Обычно это одни и те же лица. Надеюсь, хоть этот конкурс пройдет честным образом.

— Но ведь обычно конкурсы  анонимные?

— Однако все знают, кто есть кто. По стилю всегда можно определить авторство. Поэтому жюри этого конкурса можно доверять чисто по человеческим качествам. Может быть, они что-то не понимают в профессиональном отношении, но они берут душой, чувством и тем, что осознают эту трагедию. Они понимают, что это должно быть достойно отображено.

«Соловецкий камень» всегда будет священным, и его никто не тронет»

— Вас не удивило количество поданных заявок?

— Количество проектов — потрясает. Если честно, не припомню подобного конкурса по масштабу и охвату работ. Но, к сожалению, очень много виденного. Очень много парафраз, которые делают невозможным уникальность сооружения. Недомыслие — огромное. Я думаю, что примерно в половине работ. Многие участники сами себя исключили из конкурса именно по этой причине.

— Какие упущения вам бросились в глаза?

— Допустим, присутствует большое количество работ, где используется крест. В данном случае это не может быть воспроизведено, потому что мы живем в многоконфессиональном государстве. Важно понимать, что гибли люди всех национальностей и вероисповеданий.

«Соловецкий камень» всегда будет священным, и его никто не тронет»

— Одним из ваших конкурентов будет студент Московского архитектурного института (МАРХИ). Вас это не смущает?

— Понимаете, с одной стороны — это здорово, но с другой — в этом тоже есть определенная проблема. Во множестве проектов не хватает профессионализма. Некоторые выполнены на уровне курсовых работ. Есть много дизайнерских и модных вещей, которые невозможны в данном случае. Я сейчас не говорю о качестве и исполнении проектов, потому что важна была сама идея. 

— Объясните, почему этот монумент необходим городу, учитывая, что на Лубянской площади установлен другой подобный памятник — «Соловецкий камень»?

— Безусловно, такой монумент необходим. Таких памятников много быть не может. Камень — это камень, и не каждый его воспринимает надлежащим образом. Валунов лежит очень много, и все они несут в себе какую-то идею. В данном случае мы знаем, что это намоленный камень. Я надеюсь, он останется навсегда, потому что Лубянка, где он установлен, сама по себе несет определенный смысл.

Но как мне кажется, требуется развернутое акцентирование произошедшей трагедии. «Соловецкий камень» был поставлен в отчаянии и с большим трудом. Он не является памятником такого значения, как тот, что будет возведен. «Соловецкий камень» — упавшая слеза. Он всегда будет священным, и его никто не тронет.

«Соловецкий камень» всегда будет священным, и его никто не тронет»

— Многие называют место для установки монумента не самым удачным.

— Да, наверное, это не лучшее место, но в нем есть свой шарм. Тяжеловесное здание, которое находится на площади, — символ туповатой системы. Другая сторона проспекта Сахарова — ужасна, но она тоже работает на идею. Тут всё зависит от того, как воспринимать пространство. Если человек способен понять, он увидит. Если нет, значит, надо объяснить.

— С какими трудностями предстоит столкнуться при установке?

— Будет очень много вопросов, но всё будет зависеть от того, какой проект победит. Очевидно, что необходимо создать инициативную группу, которая сможет оценить все риски. Важно учесть опыт подобных сооружений — и удачный, и неудачный. А потом выбрать что-то среднее. Лично меня всегда больше интересовали ошибки, потому что именно они являются движущей силой.

Комментарии
Прямой эфир