Новости, деловые новости - Известия
Среда,
25 мая
2016 года

«Мне было интересно заглянуть в разум человека, который сходит с ума»

Актер и режиссер Сергей Безруков — о своей постановке «Сон разума» по гоголевским «Запискам сумасшедшего»

Фото: Анна Исакова

Московский губернский театр под руководством Сергея Безрукова открыл третий сезон. Несмотря на стахановские темпы прошлого года, в этом году театр запланировал шесть новых спектаклей. Среди них музыкальная сказка «Маленький принц» — Сергей Безруков прочтет притчу Экзюпери под музыку французских композиторов в исполнении Губернаторского оркестра Московской области. А также — «Слон» по пьесе Александра Копкова, «Урожай» белорусского драматурга Павла Пряжко, «Укрощение строптивой» с Михаилом Пореченковым, «Вид с моста» американца Артура Миллера. Борис Галкин сыграет в «Веселом солдате» по повести Виктора Астафьева. В конце сезона к работе приступит известный болгарский режиссер Александр Морфов, но какой материал — пока не разглашается.

Первым огонь на себя вызвал сам худрук — 26 и 27 сентября состоится премьера спектакля «Сон разума» по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». Корреспондент «Известий» встретился с Сергеем Безруковым, который вновь взял на себя постановку и сыграл в ней главную роль — мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина.

 Кризис на себе как-то ощущаете?

— Как правило, когда в экономике случаются проблемы, когда кризис и санкции, то в первую очередь всё это сказывается на нас, деятелях культуры. А мне кажется, культура — это первое, на что нужно обращать внимание даже в кризис. Без нее невозможно ничем заниматься всерьез — ни политикой, ни экономикой. Почему у нас с дорогами непорядок? Если пройти по цепочке до самой сути всех проблем, всё упирается в культуру. Человек начитанный, который ходит в театр, смотрит хорошее кино, он, как правило, и специалист хороший.

 В вашем спектакле по «Запискам сумасшедшего» вы останетесь верны тексту? Мы увидим на сцене картину медленного угасания личности?

— Мне не хотелось бытового сумасшествия. В свое время я играл спектакль «Псих» в «Табакерке», где герой постепенно, заикаясь, ломаясь, на глазах терял рассудок и выходил из лечебницы уже недочеловеком. Здесь этого не будет. Мне было интересно заглянуть в сознание человека, который сходит с ума. Кроме того, я хотел бы оставить у зрителя надежду. Не задавить проблемой, а дать взлететь, поэтому я ушел от быта в жанр фантасмагории. Мебель у нас будет оживать и даже говорить, знаменитый батистовый платок («амбра, совершенная амбра! так и дышит от него генеральством») будет летать по залу, и вы не поймете, как это делается. За последнее — спасибо великолепному мастеру иллюзий Вадиму Савенкову. Кроме того, мы пригласили помочь лучшие силы Цирка на Цветном — значительная часть действия в спектакле будет происходить на высоте.

Мне очень интересен мой герой — мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин, зажатый, закомплексованный, черепаха в мешке, сродни чеховскому человеку в футляре. Маленький человек, который боится поднять голову, изредка выглядывает наружу, чтобы потом опять уйти в себя. И только во сне он может проявить свою страсть, любовь, взбунтоваться, в конце концов, против всех этих высокопоставленных особ.

В спектакле будет много страшного, куда без этого. Гоголь редко обходился без мистики. Несмотря на переложение, самого Гоголя у нас будет много, вплоть до небольших деталей. Например, один из героев будет есть спагетти из цилиндра. Эффектно? Да. А кроме того, отсылает к самому писателю, который спагетти обожал.

 Получается, готовите новый блокбастер?

— Как я не люблю это слово! Но пока никак не могу придумать, чем его заменить. Но да, это новый блокбастер, большой, сложнопостановочный спектакль Губернского театра.

 Вы специально решили поставить спектакль о сне разума именно сейчас, когда разве что ленивый не констатирует кризис принципов и логических оснований?

— Спектакль вполне созвучен нашему времени, когда эмоции преобладают, а разум спит. И так хочется, чтобы мы все взяли и «включили» разум наконец. Во сне приходится бороться с чудовищами, тратить силы, а нужно-то всего — только проснуться, чтобы противник исчез. У Гойи есть знаменитый офорт «Сон разума», который сам же художник сопроводил пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».

 Репертуар Московского губернского театра не перестает удивлять. Наверное, нет больше театра, где могли бы уживаться вместе Михаил Задорнов и один из лидеров «новой драмы» Павел Пряжко.

— У нас всё зависит от конкретного произведения. Я всегда ратовал за человеческий театр. А человек есть и у Задорнова, и у Пряжко, и у Астафьева, и у Слаповского, и у Гоголя. «Весна» Задорнова, которую мы ставили в прошлом году, — это трепетное ощущение уходящей молодости, пребывающей в мире иллюзий и грез, когда вместо того, чтобы подойти познакомиться с девушкой, легче пройти мимо и жалеть о несбывшемся. Или «Веселый солдат» Астафьева, жесткая проза о военной правде — там тоже про судьбу человека. И Астафьев имеет право на эту жесткость, он сам прошел войну, и так, как он говорит о ней, не говорит никто. Мне не терпится увидеть Бориса Галкина в этом спектакле.

Мне интересно и студенческое хулиганство по мотивам бессмертного произведения «Укрощение строптивой» Вильяма Шекспира. Михаил Пореченков больше всех моих знакомых артистов подходит на роль Петруччо в таком спектакле. В нем чувствуется сила и мужская харизма, а также необходимая нам актерская школа. Боря Бирман придумал очень интересную инсценировку, где будет широкое поле для импровизации и буффонады, что-то в стилистике шекспировского театра «Глобус» и площадного театра одновременно. Будет живая музыка, настоящие зонги. Наши актрисы Валерия Ланская и Вера Шпак, которые сыграют Беатриче, помимо прочего, еще и прекрасно поют, и в первый раз запоет на сцене Михаил Пореченков. Прежде он постоянно отказывался, но вот пришло время.

«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — и это мне тоже интересно. Потому что это очень хорошая литература прежде всего. Я люблю читать со сцены, мне кажется важным, чтобы слово не пропадало, а продолжало жить на сцене.

Словом, мы много чего себе наметили. Планы у нас космические, но постараемся всё осуществить. Кроме того, мы не просто театр, а центр развития театрального искусства, поэтому кроме спектаклей думаем о своей студии, о курсах повышения квалификации. Поклонников театра с каждым спектаклем становится больше. Зал у нас уютный — мне лично приятно здесь работать. Труппу переполняет азарт, в театре собрались люди, которые любят много работать. Поэтому, всё должно получиться.

Известия // вторник, 22 сентября 2015 года

«Мне было интересно заглянуть в разум человека, который сходит с ума»

«Мне было интересно заглянуть в разум человека, который сходит с ума»Актер и режиссер Сергей Безруков — о своей постановке «Сон разума» по гоголевским «Запискам сумасшедшего»

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке