Американцы снова расчистили дорогу своему автопрому

«Мы облажались». Это буквальное публичное признание исполнительного директора североамериканского подразделения Volkswagen Михаэля Хорна как нельзя лучше отражает то, что недавно произошло с Volkswagen Group. Скандал с занижением параметров выброса оксидов азота NOx в дизельных двигателях обретает всё более угрожающие последствия для немецкой корпорации, впереди многомиллиардный иск.
Нынешние проблемы Volkswagen вполне укладываются в определенную парадигму событий, условным отсчетом которых можно назвать 2008 год — этот и следующий за мировым финансовым кризисом год отметились чередой сенсаций. Американский концерн Ford сохранил устойчивость, но выбыл из пятерки
лидеров и вынужден был продать компании Jaguar и Land Rover индийской
Tata Motors. В 2009 году американский концерн Chrysler подал заявление о банкротстве и в итоге перешел под контроль Fiat Group. Наконец, столп заокеанского автопрома General Motors прошел процедуру банкротства и реструктуризации под управлением правительства США (в обмен на 60% акций GM получил $30 млрд, позже концерн выкупил эти акции обратно).
Вся эта турбулентность происходила на бумагах и где-то за дверями в кабинетах топ-менеджеров. Небоскреб GM в Детройте не провалился под землю, станки по-прежнему штамповали кузова машин. Однако для GM настала новая эпоха: по итогам 2008 года впервые за 77 лет концерн уступил звание мирового лидера по продажам. Вперед вырвалась Toyota, в 2009 году японцы сохранили лидерство, продав 7,8 млн (–13%) машин, за этот же год GM реализовал 7,5 млн автомобилей (–11%). С этого момента началась гонка преследования, в которую включился и концерн Volkswagen, резко увеличивший продажи (см. график).
В этот момент в автопроме — помимо форс-мажорных катаклизмов, как,
например, землетрясения в Японии в 2011 году, сильно повлиявшего на
производство японских предприятий, и кризисов на отдельных рынках, —
появился новый ключевой механизм, влияющий на успешность компаний. Новым
мировым регулятором стали ведомства США, призванные следить за нормами
безопасности. В 2010 году разгорелся скандал из-за непреднамеренного
ускорения автомобилей Toyota и ее люксового подразделения Lexus. Под
давлением Национальной администрации по безопасности дорожного движения
(NHTSA) японцы вынуждены были отозвать более 8,5 млн автомобилей. На
первый взгляд самая крупная начиная с 1996 года сервисная акция не
выбивалась из закономерностей американского рынка, где и местные
автопроизводители регулярно призывали автовладельцев на замену
потенциально опасных узлов и агрегатов.
Отзыв отзыву рознь, и
особенность этой кампании заключалась в больших репутационных потерях
Toyota, подогреваемых расследованием властей США. К примеру, менеджмент
Toyota был вызван для объяснений в конгресс, сенаторы поочередно
устраивали собственные разбирательства, рекламируясь в СМИ. Впервые
автопроизводитель выплатил столь крупную итоговую сумму штрафа — $16 млн
в начале конфликта и $1,2 млрд спустя 2 года. Помимо этого резко
снизились котировки акций Toyota, и в 2011 году ее глобальные продажи
сократились на 6%. Скандал вынудил главу Toyota Кацуаки Ватанабэ подать в
отставку, и его место занял Акио Тойода, правнук основателя компании
Соитиро Тойоды.
Очень похожая ситуация с Volkswagen. Мартин Винтеркорн ушел в отставку, стоимость акций
группы за эту неделю упала на треть, досталось и дочерним брендам:
примерно также просели котировки Porsche и Audi. Паника на
биржевых площадках рикошетом ударила по рыночной капитализации Renault,
Peugeot и BMW. Регуляторы США потребовали отзыва почти полумиллиона
дизельных автомобилей Volkswagen, проданных с 2009 по 2015 годы. Размер потенциальных штрафов оценен в $37,5 тыс. за каждый
проданный автомобиль, что в итоге может вылиться в суммарный иск на $18
млрд — это официальная оценка Агентства по защите окружающей среды
(EPA). Для сравнения, чистая прибыль концерна VW за 2014 год составила
около $15 млрд. Это беспрецедентная сумма для штрафов в автопроме.
На
этом список неприятностей не кончается. Продажи автомобилей
с дизельными моторами всей группы VW приостановлены на всей территории США. О срочной
необходимости в аналогичных расследованиях заявили и другие страны; примечательно, что в первую очередь это сделали представители государств
с национальным автопромом — Франция, Великобритания, Южная Корея,
Италия. По оценкам самого же концерна VW, «проблемных» дизелей может
быть более 11 млн по всему миру.
Как ни странно, но эта история
могла всплыть наружу еще в 2013 году. Именно тогда небольшая независимая
некоммерческая контора «Международный совет по экологически чистому
транспорту» (ICCT) со штаб-квартирой в Вашингтоне начала проверку
дизельных версий Volkswagen Jetta и Passat, а также BMW X5.
Расследование проводилось в Европе, где и были сделаны первые
положительные экспертизы, далее изыскания перенесены в США, где более
жесткие экологические требования, а компенсации по всем правовым
коллизиям при прочих равных выше. К слову, глава этой независимой
компании, Дрю Коджак — в прошлом вполне успешный чиновник с высоким
статусом: программный директор комиссии по Национальной энергетической
политике США (NCEP), а до этой должности Коджак проработал советником в
упомянутом Агентстве по защите окружающей среды. Именно это агентство
наряду с Калифорнийским советом воздушных ресурсов (CARB) с подачи
компании Коджака обнародовало нарушения Volkswagen.
Нечаянно
подставиться Volkswagen не мог, вину компании уже признал экс-глава
группы Мартин Винтеркорн, а также, более эмоционально, Михаэль Хорн — крупные ошибки в мировой высшей лиге не прощают.
Остаются вопросы. Почему компания ICCT не заявила о проблемах с дизелями
Volkswagen еще в Европе в 2013–2014 годах? Потому, что законодательство
европейских стран более консервативное в вопросе подобных
разбирательств? Почему сумма иска баснословная, с какого потолка эта
калькуляция? И самый главный вопрос — кто следующий? По итогам первого полугодия 2015 года Volkswagen впервые стал производителем № 1 и шел с
хорошей динамикой продаж к итогу года. Вряд ли ему удастся сохранить
набранные обороты.
В 2014 году концерн GM вынужден был отозвать
2,6 млн автомобилей из-за проблем с зажиганием, которые, по данным
NHTSA, привели к более чем 100 (!) смертям в различных ДТП. В деле
самоускорявшихся Toyota фигурировало пять летальных инцидентов, дизельные же двигатели Volkswagen никому не навредили. Ожидалось, что уже в середине
этого года GM выплатит штраф — $900 млн. Сумма, несопоставимая с $18 млрд, да и та не
спешит покидать счета корпорации.