Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Сам себе таксист

0
Сам себе таксист
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве запустили каршеринг — автоматизированный почасовой или поминутный прокат автомобиля. Услуга предназначена для коротких поездок по городу, при этом как арендовать, так и сдать машину можно в одном из многочисленных пунктов самообслуживания.

Такой сервис позволяет совершать автомобильные поездки без издержек на ремонт, страховку и парковку. Клиент платит только за время, проведенное за рулем, что делает каршеринг очень удобным для горожан и гостей столицы, которые садятся за руль нечасто и ездят недалеко. А таких «эпизодических автовладельцев» в столице немало — начиная от студентов и заканчивая домохозяйками.

Выгодная ниша

Каршеринг появился в конце прошлого века в США, а сегодня этот бизнес уже широко распространен во всех крупных городах страны. Мировой лидер каршерингового рынка — компания ZipCar была основана 15 лет назад, а сегодня имеет около 800 тыс. постоянных клиентов, а ее автопарк насчитывает около 10 тыс. автомобилей. Не менее популярен каршеринг и в Германии. По данным немецкой ассоциации Bundesverband CarSharing, в 1997 году услугами краткосрочной аренды автомобилей пользовались только 20 тыс. немцев, а сейчас их число составляет примерно 460 тыс.

Растущая популярность нового сервиса напрямую «ударила» по автопроизводителям, ведь многие клиенты, оценив его преимущества, отказались от покупки собственного транспортного средства. Чтобы избежать убытков, автоконцерны запустили собственные каршеринговые предприятия. Daimler вывел на рынок свою компанию Car2Go, BMW — DriveNow, Volkswagen — Quicar. Позже в каршеринговый бизнес пришли и такие автогиганты, как Renault, Ford, Toyota. Для предприятий, производящих машины, каршеринг — выгодная рыночная ниша и хорошая возможность продемонстрировать новейшие технологии. Существенную долю автомобильного каршерингового парка во многих европейских столицах составляют экологичные и экономичные электромобили. В Париже, например, крупнейший оператор «Автолиб» предлагает своим клиентам переднеприводный электромобиль в алюминиевом кузове с батареей емкостью 30 кВт. Взять напрокат электрокар можно на одной из 800 городских стоянок. С помощью мобильного приложения клиент находит машину, «отстегивает» ее от зарядного устройства и катит по своим делам. Доехав до точки назначения, он оставляет автомобиль на ближайшей стоянке. Оплачивают поездку по факту — обычно одна прокатная минута стоит меньше, чем минута поездки в такси. Можно взять абонемент на сутки и даже на неделю, тогда тариф будет еще дешевле.

В шаговой доступности

В российской столице один из основных принципов — экологичность поездок — полностью соблюдать не удается. Электромобили для нас пока экзотика. Остальные «заповеди» каршеринга — дешевле, гибче и удобнее, чем такси, — отечественные операторы стараются выполнять. Правда, с поправкой на московские реалии.

Первые компании, предлагающие этот сервис, появились в столице пару лет назад. Как и за рубежом, воспользоваться машиной можно, закачав на смартфон мобильное приложение. После прохождения регистрации клиент забирает машину на ближайшей к его дому стоянке, отправляется по своим делам, а потом оставляет автомобиль на одной из столичных парковок. Правда, сразу после запуска сервиса выяснилось, что машин мало и сконцентрированы они в основном в центре. Несмотря на небольшой поначалу спрос на этот вид услуг в Москве, оказалось, что авто на всех желающих не хватает — многие просто не успевали взять машину, так как ее перехватывали другие клиенты.

Можно, конечно, заказать доставку автомобиля прямо к дому (эта услуга стоит 500 рублей), но тогда поездка обойдется почти также или даже дороже, чем на такси, сервисов по заказу которого сейчас великое множество, что сводит на нет все остальные преимущества каршеринга. «Территория столицы в пределах МКАД приблизительно 900 квадратных километров, — объясняет причину небольшой популярности каршеринга Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок». — Исходя из этого, машины должны быть в каждом микрорайоне города, то есть парк должен насчитывать где-то пять тысяч автомобилей. Когда автомобилей мало, они находятся не в шаговой доступности, никто этим сервисом пользоваться не хочет».

Среди других претензий к первым каршеринговым компаниям в столице — периодические сбои в работе мобильного приложения, некомпетентность сотрудников (то карточку топливную забудут в бардачок положить, то заявку рассматривают слишком долго). В общем, до поры до времени каршеринг был известен лишь в узких кругах. И здесь Москва пошла по пути остальных мегаполисов, где новый сервис стал востребованным и окупаемым после того, как получил поддержку городских властей. Во многих европейских мегаполисах муниципальные власти всячески поощряют развитие каршеринга — ведь арендованный автомобиль надежен, безопасен, соответствует стандартам «Евро-4» или «Евро-5», ко всему прочему он всегда находится в движении и не занимает (или занимает, но ненадолго) парковочные места. Вот и в Москве динамичное развитие каршеринга началось с отмашки мэрии.

Столичная специфика

Инициатором запуска сервиса на городском уровне выступил департамент транспорта. Столичные власти сформулировали требования к автомобилям, которые могут предоставлять услугу каршеринга: длина — не более 450 см, ширина — не более 170 см, тип топлива — не ниже «Евро-4», автомобиль должен быть не старше одного года и оборудован системой ГЛОНАСС/GPS, и пообещали оказывать всестороннюю поддержку участникам рынка, в частности, предоставлять им парковочные абонементы на льготных условиях. «Это частная, полностью независимая сфера бизнеса. Сервис создан полностью на средства участников рынка. Город не вложил ни рубля в развитие каршеринга, никаких бюджетных инвестиций осуществлять не планируется. Наша задача — создать благоприятные условия для работы этого полезного транспортного сервиса», — подчеркнул Максим Ликсутов, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

В свою очередь, пришедшие на рынок операторы пообещали исправить недостатки своих предшественников. Так, компания «Делимобиль» в конце лета запустила 100 машин, а до конца года обещает увеличить автопарк до 500. К концу следующего года, по прогнозам оператора, по улицам будут ездить уже полторы тысячи автомобилей Hyundai Solaris (российской сборки) с логотипом «Делимобиль». «У нас в меню три кнопки: аренда, ожидание и «помигать» — машина подает звуковой и световой сигнал, благодаря чему клиент всегда найдет ее даже на самой переполненной парковке, — рассказывает о ноу-хау компании Артур Меликян, член совета директоров «Делимобиль». — Сейчас мобильное приложение подключено к нашему серверу, расположенному, кстати, на территории России. Во второй версии программы мы постараемся через блютуз-канал «запараллелить» его непосредственно с транспортным средством, чтобы добиться моментальной реакции машины на все поступающие по смартфону сигналы». Будут и другие, чисто «московские фишки» — зарядные устройства для трех видов смартфонов, отсутствие предоплаты, возможность одной поездки в кредит.

«Делимобиль» уже открыл точки продаж контрактов в аэропортах столицы, благодаря чему заказать машину можно будет сразу по прилете, не выходя из «стерильной зоны». Стоянки «Делимобиля» в аэропортах пока нет, но, обещают в компании, они появятся в ближайшее время, что сделает услугу каршеринга еще более популярной. До 1 октября минута поездки на делимобиле будет стоить всего пять рублей. Потом цена увеличится до 8,9 рубля за минуту (для сравнения: у «Яндекс.Такси» первые 15 минут стоят 199 рублей (13,2 рубля в минуту), а далее — 15 рублей в минуту.

Плюсы и минусы

Из плюсов каршеринга — клиент платит только за поездку. Техобслуживание, страховка, парковка и все остальные расходы входят в стоимость аренды. В любой момент, например, попав в пробку, клиент может отказаться от поездки и оставить машину на парковке. В штате «Делимобиля» есть механики-пилоты, которые всегда заправят машину. Если клиент заправляется сам, он использует топливную карту, которая активируется по звонку оператора. За время, потраченное на заправку автомобиля, клиенту начисляют бонусные минуты.

Из минусов — нужно внимательно читать договор, потому что в каждой каршеринговой компании существует система штрафов. «Делимобиль» позиционирует себя как клиентоориентированная компания, тем не менее штраф за курение в салоне — 2 тыс. рублей. Также предусмотрены штрафы за парковку в неположенном месте (по договору оставлять арендованную машину можно на специально отведенных парковочных местах, в том числе и на платных стоянках) и другие нарушения. Если страховой случай возникнет по вине клиента, ему, скорее всего, придется покрыть часть расходов компании. Ну и, конечно, водителю арендованной машины надо быть морально готовым к тому, что все его действия фиксируются при помощи специальных датчиков. «Мы контролируем все, что происходит в салоне машины», — подчеркнул Артур Меликян.

Есть и другие «подводные камни». «С одной стороны, столичные власти реконструируют улицы, уничтожая парковочные места, с другой — запускают каршеринг, — недоумевает Петр Шкуматов. — В результате огромное количество точек притяжения, куда бы могли поехать люди на этих автомобилях, оказывается недоступным. Туда можно добраться только на такси и пешком. В результате мы получаем странный сервис, которым можно было бы пользоваться, но нынешняя конфигурация уличной сети не позволяет это сделать».

Тем не менее новая услуга, предполагают эксперты, наверняка будет популярной у москвичей, проживающих в пределах Третьего транспортного кольца. «А это примерно полтора миллиона человек, — уточняет Константин Трофименко, директор центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ. — Для них такой тип городской мобильности удобнее, экономичнее и выгоднее, чем собственная машина, такси или общественный транспорт». Также эксперт прогнозирует, что россияне не сразу привыкнут к новому сервису, слишком силен стереотип, что у успешного человека должно быть собственное авто. Но со временем каршеринг найдет своего потребителя, интегрируется в городскую среду и будет сосуществовать с городским транспортом, такси и другими сервисами. По этому пути идут все мегаполисы, и Москва здесь не исключение.

Комментарии
Прямой эфир