«Малейшая ошибка могла привести к вылету из турнира»

В прошлом самый молодой гроссмейстер в истории шахмат 25-летний россиянин Сергей Карякин впервые выиграл Кубок мира по шахматам, который разыгрывался в восьмой раз. В интервью корреспонденту «Известий» только что вернувшийся из Баку шахматист рассказал о сложностях турнира, особенностях шахматного тай-брейка и дальнейших планах.
— Победа далась вам большой или малой кровью?
— Это был тяжелейший турнир, я сыграл 16 классических партий и 5 матчей в так называемом тай-брейке. 21 игровой день высочайшего напряжения, потому что любая ошибка могла привести к немедленному вылету из турнира. И я, безусловно, очень сильно устал, только сегодня прилетел и почти весь день спал, понемногу уже начинаю приходить в себя.
— Ваш финальный поединок с соотечественником Петром Свидлером выдался, безусловно, очень сложным. В вашей карьере случались поединки, близкие по накалу страстей?
— Были, конечно, очень тяжелые матчи. К примеру, с Александром Грищуком (четвертый в рейтинге ФИДЕ. — «Известия»). Все матчи с ним проходили в безумной борьбе, но все-таки это были быстрые шахматы. Поэтому здесь нельзя сравнивать, поскольку в данном случае на кону стоял титул победителя Кубка мира. Из-за этого было дополнительное напряжение. В целом же, мне кажется, матчей, подобных финальному поединку, все-таки не было, это первый настолько сложный.
— В любом виде спорта существует свой тренировочный процесс,
который помогает спортсменам должным образом подготовиться к
соревнованиям. Помимо того
что вы нарабатываете свои навыки за счет практических занятий, существуют ли
какие-то специальные тренировки?
— Шахматист должен уметь высиживать по шесть часов и сохранять
ясность мыслей, поэтому у него всё должно быть на самом высоком уровне.
Для этого, безусловно, нужно соблюдать режим, правильно питаться и,
конечно, он должен быть в хорошей спортивной форме. К примеру, перед
Кубком мира у меня были сборы в Ялте, и там мы очень много плавали и
играли в водное поло. Это очень помогло для поддержания физической
составляющей.
— Шахматы сейчас не самый популярный вид спорта. Что подвигло вас прийти в эту сферу, а не, к примеру, в футбол или хоккей?
— Я начал заниматься шахматами в 5 лет и не особо понимал, что такое раскрученный или нераскрученный вид спорта. Изначально меня научил играть отец. Мы стали играть по вечерам, и меня это очень сильно увлекло. Затем я стал заниматься в шахматной секции, и ко мне довольно быстро стали приходить результаты. Практически сразу я стал обыгрывать своих сверстников. Просто всё пошло как-то само собой, и очень скоро я понял, что это мой путь.
— В МГУ, на юридическом факультете, открылась шахматная школа имени Сергея Карякина. Вы следите за ее развитием, участвуете в ее жизни?
— С 1 сентября там должны были начаться уже постоянные уроки, но с начала
сентября я уехал готовиться в Баку и пробыл там целый месяц. В связи с
этим практически не поддерживал с ними связи. Но все ребята за меня
болели, поздравляли, я им очень благодарен. Через
несколько дней я отправляюсь на следующий турнир. Это будет чемпионат мира
по быстрым шахматам и блицу в Берлине. По возвращении обязательно
постараюсь посетить школу.
— Сергей, каково это, ощущать себя самым молодым гроссмейстером в истории шахмат?
— Я гроссмейстер уже больше половины своей жизни, с 12 лет. Сейчас мне 25, поэтому я как-то уже свыкся с этой мыслью и не особо об этом думаю.