Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Светлана Алексиевич: «Чтобы сохранить себя, нужно много мужества»

Нобелевский лауреат по литературе рассказала «Известиям» о ловушке истории и простых людях
0
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня Нобелевская премия по литературе за 2015 год присуждена белорусской писательнице Светлане Алексиевич. 8 млн шведских крон ($953 тыс.) она получит за свои «полифонические сочинения, памятник страданию и мужеству в наше время». Торжественная церемония вручения награды пройдет 10 декабря в Стокгольме.

Белорусская писательница Светлана Алексиевич, на протяжении 35 лет создававшая документальный цикл «Голоса утопии», посвященный истории «красного человека», входила в число фаворитов нобелевской гонки аж с 2002 года.

Незадолго до решения Нобелевского комитета корреспондент «Известий» Евгения Коробкова поговорила с белорусской писательницей.

— Светлана Александровна, 2 года назад вы чуть было не получили нобелевку. И сейчас, по мнению букмекеров, вы снова в лидерах. Чем объясняете такой иностранный интерес?

— Иностранцы действительно особенно заинтересовались моими книгами. Больше всех читают «Время секонд хэнд» (последняя книга из цикла «Голоса утопии», рассказывающая о жизни советского человека. — «Известия»). Почему? Потому что в мире появился русский фактор. Раньше нас не боялись, считали, что Россия вышла из игры. Оказалось, что совершенно не так, Россия, как говорят сегодня, встала с колен и заявила о себе. Западники не могут этого понять и ищут ответа.

Думаю, все мы пытаемся понять одно, почему люди не воспользовались историческим шансом, почему они так легко отдают свою свободу, почему эти бесконечные страдания не конвертируются свободой в конце концов. Но я не нашла ответа на этот вопрос. И потому сейчас во мне живет чувство поражения.

— У нас есть такой обычай. Если писателя читают на Западе, то это значит, что писатель работает на Запад, он не патриот. Что вы можете сказать о своем непатриотизме?

— Помните, у Пушкина: «Я могу не любить свое отечество, но мне не нравится, когда иностранец говорит о нем плохо». Я не считаю, что свою родину не надо любить, я не понимаю, почему человеческая жизнь стоит так дешево. Я не понимаю, почему наши люди никогда не жили своей жизнью, чтобы для себя, для дома, для семьи. В советское время был культ аскетизма, служения, вся эта чеховская жизнь, она у нас была унижена, обсмеяна, оплевана... Помню, когда я училась в школе, нам говорили, что за Родину нужно отдать жизнь. Никто не говорил, что человек должен быть счастлив, что жизнь дана для чего-то другого... по крайней мере, уж точно не для того, чтобы погибнуть где-то в Донбассе или на крыше чернобыльского реактора...

— Часто говорят о том, что вы хотите создать каталог кошмара, энциклопедию ужаса.

— Нет, не хочу. Моя задача — сделать так, чтобы ужас нашей жизни стал искусством. Помню, в Афганистане нам показывали захваченное оружие. Я стояла у одной мины, меня поразило, какая красивая вещь, это современное оружие. И тогда полковник, который был приставлен ко мне, сказал: «Хотите, я покажу, что стало с нашими ребятами, теми, кто наехал на эту мину?»

Это было одно из самых страшных воспоминаний в моей жизни. Я никогда не видела, чтобы с бронетранспортера чуть ли не ложкой отскребали людей, чтобы родителям хоть что-то оставить. Это страшно, гадко, не по-человечески. Но об этом надо написать.

— Вот этот вопрос многим непонятен — где заканчивается работа публициста и начинается работа художника...

— Самый тяжелый момент — превратить собранные крупицы в искусство, сделать из хаоса полный коллаж, роман голосов, как я это называю. Это сложно. Как бы это ни странно звучало, я думаю о поэтичности текста, думаю, как выдержать определенный ритм, как отобрать детали так, чтобы не замкнуть человека, а возвысить его.

— Но как можно возвысить человека в условиях документальной прозы?

— Задать какие-то очень главные и специальные вопросы: кто ты, зачем ты, что такое смерть, что такое любовь? Мне интересно узнать широту человеческой природы, путь от человека к зверю и от зверя к человеку. Мне интересно, насколько культура может удержать человека в человеке. Обычно это самые простые вопросы, которые, однако, всегда интересуют и всегда нужны. Моя задача — сделать так, чтобы мой герой был одновременно и человеком времени, и в то же время вечным человеком.

— Вы пишете о совершенно простых людях и сделали для них больше, чем все правозащитники. Но именно от простых людей раздается больше всего хулы. Вас не разочаровывает, что акакиевичи не понимают Алексиевич?

— Я разочаровалась не в людях, у меня существует элемент разочарованности в слове. Кажется, что слова потеряли какую-то ранее присущую им силу. Столько слов сказано, а происходит то же самое, то же зло, те же войны. Я была с теми, кто делал перестройку. Мы радовались и верили в нее, но всё время был вопрос — почему молчит народ, почему не слышно его? Но когда стала слышна эта мифология, которую предложили, — народ заговорил. И то, что он говорит, мы услышали с ужасом. Нам казалось, что эта рабская ментальность исчезла, но, может быть, она исчезла лишь в тонком культурном слое, а на глубине народного бытия ничего не менялось. Люди не поняли, что произошло. Я ездила по России, видела, что написано на автомобилях: «Обама — чмо», «Поднялся бы Сталин». Едет человек на немецком Mercedes, а у него написано: «На Берлин». Читаешь — и приходишь в ужас.

Мы вошли в новый виток истории. Будете ли вы продолжать цикл «Голоса утопии»?

— Всё, что я могла сказать о человеческом безумии, — я рассказала. Больше я не могу об этом писать. Сейчас меня интересует другое. Я задала себе вопрос, на чем человеческая жизнь держится, когда нет тотальной идеи, этой мощной плиты, которая придавливает человека, с которой он слепливается в единое тело. И я поняла, что есть два стержня, вокруг которых держится жизнь. Это любовь и смерть. Две книги, которые я хотела бы написать, — это монологи мужчины и женщины о любви и смерти.

— Есть книги или авторы, которые помогают жить?

— Очень люблю Олю Седакову. Ее книги, поэзию, выступления, интервью... Проповедников, способных поднять разговор о жизни на такой уровень, у нас не хватает. С собой я всегда ношу «Лекции о Прусте» Мераба Мамардашвили, он нужен мне для продумывания мыслей, необходимых для работы. Все мои друзья читают книгу Клаудии Кунц «Совесть нацистов», это книга о дьявольской банальности зла, о том, как незаметно фашизм вползает в нашу жизнь. Он даже предлагает ритуалы, дает человеку некий смысл существования...

— Что вы думаете о сегодняшнем времени?

— Думаю, что мы находимся в ловушке истории... Как из нее выбраться — не знаю, и я не уверена, ответит ли на этот вопрос наше столетие. Мне кажется, что это надолго. Потому что той энергии, которая была в 1990-е годы, в людях уже нет. Появились цинизм, равнодушие, агрессия, страх. Причем тот страх, который был в 1937-м, совсем не то, что нынешний страх. Нынешний человек знает, как жить хорошо. И этот привкус хорошести нас очень развратил. Может быть, нас лагеря меньше развратили, чем доллар. Я не знаю тех сил, на которые можно было бы опереться. То, что было оппозицией, — оно морально устарело. Уже все заметили, что Навальный, к примеру, использует риторику раннего Ельцина. Это проверенный ход, это хорошо работает, но сегодня это уже несерьезно.

— И что же делать, как жить?

— Так вот, я часто говорю и сейчас хочу повторить: нет химически чистого зла. Зло — рассеяно, и нельзя сказать четко: вот это — зло, а это — добро. И поэтому сегодня, как никогда прежде, нужно сторожить в себе человека. Чтобы сохранить себя, нужно много мужества. Когда-нибудь, я думаю, это время, в которое мы живем, будет восприниматься как помрачение, но, знаете, сохранить себя можно. Я вижу много хороших лиц... Наверное, это банальность, но, например, у наших волонтеров очень хорошие лица. Те самые, забытые, из девяностых...

Комментарии
Прямой эфир