Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Спорт
Боец Фомичев назвал скорость ключом к сильному удару
Экономика
ФПК презентовала обновленный поезд «Жемчужина Кавказа» с вагоном-спа
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Мир
Аналитик из США заявил о ненужности для Пекина визита Блинкена в КНР
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
Директор «Кукрыниксов» поддержал идею об установке камер возле могилы Горшенёва

«В поиске нового языка искусство сильно опережает развитие общества»

Иван Демидов — о том, каких творческих деятелей будет поддерживать возглавляемый им Фонд развития современного искусства
0
«В поиске нового языка искусство сильно опережает развитие общества»
/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Минюсте зарегистрирован Фонд развития современного искусства, инициатива создания которого поддержана в Кремле. Организация, которую возглавил Иван Демидов, будет существовать на частные пожертвования и займется выстраиванием коммуникаций в сфере современного искусства.

В попечительский совет и президиум вошли худрук Театра наций Евгений Миронов, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, балерина Светлана Захарова, писатель Сергей Минаев, кинорежиссеры Тимур Бекмамбетов и Джаник Файзиев, ректор Щепкинского училища Борис Любимов, галерист Василий Церетели, директор Музея современной истории России Ирина Великанова и другие популярные деятели культуры и искусства.

Корреспондент «Известий» Анастасия Рогова поговорила с Иваном Демидовым о целях фонда и современном русском искусстве.

— Современное искусство — понятие многоуровневое. Вы планируете охватить своей поддержкой все направления от литературы до архитектуры или только самые востребованные — например, кино и театр?

— Будем работать по всем направлениям, какие только возможны: об этом можно судить и по составу нашего попечительского совета и президиума, в который входят писатели, кинорежиссеры, директора музеев и другие уважаемые деятели искусства. 

— И каким образом они будут определять, какие проекты стоит поддерживать, а какие нет?

— Каждый из членов президиума состоялся в своей профессии, поэтому может выступать экспертом. Тот же Евгений Миронов уже 10 лет проводит блестящий театральный фестиваль «Территория», который сейчас слился с Московской биеннале современного искусства. Мы открыты для самых разных предложений, нам важно всё новое и интересное, а не поддержка узкого круга каких-то представителей современного искусства.

— Фонд будет поддерживать именно независимые проекты, которые не попадают под регламент того же Министерства культуры?

— А я не понимаю, что подразумевается под независимыми проектами. Конечно, если брать в пример киноиндустрию, есть такие государственные организации, как Фонд кино и Минкульт, которые оказывают поддержку согласно своим требованиям. Мы же — полностью общественная организация, и у нас больше возможностей для поиска и поддержки новых, альтернативных и, прежде всего, интересных проектов.

— Вот мы с вами всё говорим про современное искусство, а сегодня насчет него очень много споров ведется — что вообще можно считать искусством, а что нет. Что конкретно вы и фонд подразумевает под этим понятием?

— Действительно, споров идет много. Мы под современным искусством подразумеваем поиски новых форм. Всем темам в искусстве уже много тысяч лет — людей сегодня волнуют те же вещи, что и в древности. Важно, нахождение нового языка, которым сегодня можно говорить об этих темах.

— Если говорить о проблемах, то, на ваш взгляд, какие надо решать прежде всего?

— Проблема одна — в своем поиске нового языка искусство сильно опережает развитие общества в целом. Но это было всегда и во всех странах.  Еще Владимир Маяковский давал пощечину общественному вкусу. Сегодня главная задача — направить диалог между современным искусством и обществом в конструктивное русло. Не хотелось бы лишних противостояний с общественным мнением, которые, по большому счету, и самим художникам не нужны.

— Но кому-то как раз и нужны провокации и громкая реакция. Можно вспомнить перформансы групп «Война» или Pussy Riot…

— Я так скажу: мы свободные люди и живем в свободной стране, а потому сегодня называть себя представителем современного искусства волен кто угодно, так как рамки его сильно размыты и определить, что является актом искусства, а что нет, довольно сложно. Мне лично кажется, что для этого и нужны эксперты, которые бы разбирались в подобных случаях. Насколько я знаю, немногие истинные деятели современного искусства считают подобных «художников» своими коллегами. Повторюсь: вольно считать себя непонятым художником и непризнанным гением. В результате целая цепочка подобных инцидентов и создала понятию «современное искусство» неоднозначную репутацию. И эта репутация — тоже предмет заботы нашего фонда. То есть я не считаю, что она совсем уж рухнула, но отношение к ней сейчас настороженное. Нужно смотреть в другую сторону и напомнить, что многое из того, что нас окружает, — от дизайна гаджетов до новых урбанистических форм — тоже проявление современного искусства. 

— Каким образом будет выстраиваться обратная связь: вы будете искать тех, кому нужна поддержка или за ней деятелям искусства надо самим обращаться в ваш фонд?

— И мы будем искать, и к нам можно обращаться. Мы уже за время подготовки фонда много общались с самыми разными представителями современного искусства, и мне приятно, что практически все поддерживают и одобряют наше начинание. Сейчас не так много площадок для открытого диалога, и я надеюсь, что площадка нашего фонда будет спокойной, актуальной и разговорной. А так схема обычная — как у всех. Сейчас мы как раз формируем первый план поддержки проектов.

— А вы тоже будете курировать какое-то конкретное направление?

— Я прежде всего организатор и управленец в культуре, поэтому содержательную часть я оставлю своим уважаемым коллегам, а сам буду возглавлять работу фонда. Стоит задача обобщить всё, что происходит в стране с современным искусством: что поддерживает государство, что вообще существует, чего не хватает…

Комментарии
Прямой эфир