Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
8 декабря
2016 года

Число автомобилистов с полисами каско рекордно уменьшилось

Количество владельцев расширенной автостраховки уменьшилось на четверть

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Число оформленных в первом полугодии 2015 года полисов каско сократилось на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные представлены в отчете рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Снижение количества заключенных договоров за январь-июнь отмечено впервые с кризиса 2008–2009 годов. В то же время число договоров ОСАГО также сократилось на 7% — в том числе из-за вспышки активности продавцов фальшивых полисов.

По данным RAEX, количество заключенных в первом полугодии 2015 года договоров по страхованию автокаско сократилось на 25,3%, до 1,9 млн штук. До этого на протяжении шести лет подряд отмечен рост данного показателя — с 1,2 млн полисов в первом полугодии 2009 года до 2,5 млн за тот же период 2014-го. По второму полугодию ожидается схожая динамика: в России год назад в целом было порядка 5 млн владельцев полисов каско, показатель может сократиться до 3,5–4 млн.

В сегменте добровольного страхования автокаско по итогам полугодия отмечено наибольшее сокращение объема уплаченных страховых взносов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 15,5 млрд рублей (или на 14,6%), до 90,6 млрд рублей. Далее по этому показателю следуют страхование от несчастных случаев и болезней (объем уплаченных взносов сократился на 7,8 млрд рублей, или на 17,2%, до 37,7 млрд), страхование сельскохозяйственных рисков (на 3,4 млрд рублей, или на 38,3%, до 5,4 млрд) и страхование строительно-монтажных работ (на 2,9 млрд рублей, или на 18,9%, до 12,6 млрд).

Лидером по приросту взносов в первом полугодии 2015 года стало ОСАГО — рост составил 26,5 млрд рублей (или 39,4%), до 93,9 млрд. Тогда как количество договоров на рынке ОСАГО, так же как и на рынке каско, сократилось, но лишь на 7%, до 19 млн штук. Помимо ОСАГО, наибольший прирост показали сегменты страхования жизни (на 5,9 млрд рублей, или на 12,5%, до 53,4 млрд), страхования имущества физлиц (на 3 млрд рублей, или на 18%, 19,4 млрд) и ДМС (на 2,9 млрд рублей, или на 3,5%, до 84,8 млрд). Таким образом, среди наиболее массовых сегментов сегмент ОСАГО стал самым крупным в денежном выражении.

По словам замгендиректора компании «АльфаСтрахование» Татьяны Пучковой, рынок каско снижается на фоне падения продаж новых автомобилей (в первом полугодии 2015 года на 36%), которые традиционно являлись основным драйвером автокаско. Также, по ее словам, сказалось сокращение проникновения автострахования в сегменте недорогих автомобилей.

— По результатам полугодия мы видим сокращения автострахования в сегменте недорогих автомобилей на 14%, — говорит Пучкова. — При этом во II квартале года динамика была хуже, чем в первом: за апрель–июнь сокращение составило 16%, за январь–март — 12%. Мы предполагаем, что в этом году рынок каско сократится примерно на 12%. В следующем году мы ожидаем роста рынка предварительно на 6%. Но этот рост во многом будет обусловлен низкой базой текущего года.

Руководитель организации по защите прав потребителей страховых услуг «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников отметил, что падение на 25% является беспрецедентным для сформировавшегося российского рынка каско.

— На протяжении последних 12 лет я занимаюсь страхованием, и на моей памяти впервые происходит подобный обвал числа страхователей каско. Тут нужно отметить, что рынок каско напрямую связан с автокредитованием, просто потому что нельзя получить кредит на новый автомобиль, не застраховав его по каско. Кроме того, на каско влияет динамика автопарка России. Мы видим, что количество выдаваемых автокредитов, как и весь рынок, резко сократились, выросли цены на запчасти, но страховщики, вместо того чтобы снизить свои издержки, полностью переложили эти потери в цену каско для тех, кто все-таки решился в такое непростое время купить автомобиль. У некоторых компаний страховки выросли примерно на 50–100% от аналогичных цен 2014 года. А это стало дополнительным демотивирующим фактором для клиентов, — сказал эксперт.

Тюрников упирает на неразвитость российского рынка страхования — по его мнению, в сложное время части игроков придется уйти с рынка.

— Проблема в том, что российские компании совершенно не готовы к таким скачкам на рынке, они не умеют диверсифицировать бизнес и сокращать издержки, снижая давление на клиента. К примеру, сейчас в России совершенно не развита онлайн-продажа полиса, по моим оценкам, это 10% от всех продаж страховок, в то время как, скажем, в Англии, — это около 85%. Соответственно, большая часть продается с участием агента, отчисления которому доходят до 10–40% от стоимости полиса. По моим оценкам, все эти обстоятельства в ближайшее время приведут к тому, что четверть из примерно 400 страховщиков России вынуждена будет уйти с рынка.

Что касается ОСАГО, то высокие темпы роста этого сегмента эксперты связывают с увеличением тарифов в апреле 2015 года. Напомним, с 12 апреля Центробанк увеличил базовый тариф ОСАГО по некоторым категориям транспорта на 40%, также расширен размер тарифного коридора до 20% (до этого он составлял 5%). Кроме того, с 1 апреля изменены территориальные коэффициенты: в 11 регионах увеличены, а в 10, напротив, снижены. Рост тарифов, в частности, был обусловлен увеличением ответственности страховщиков перед автомобилистами — страховая сумма за вред, причиненный жизни и здоровью, увеличена со 160 тыс. до 500 тыс. рублей, за вред имуществу потерпевшего — со 120 тыс. до 400 тыс. рублей.
Так, средняя выплата по ОСАГО во II квартале 2015 года на 10% превысила аналогичный показатель 2014 года и составила 41,5 тыс. рублей. Средняя выплата по страхованию автокаско во II квартале 2015 года составила 61,7 тыс. рублей (+15%).

— В текущем году ОСАГО будет являться основным драйвером страхового рынка, — говорит Пучкова. — Но и в ОСАГО мы, к сожалению, видим сокращение количества заключенных договоров, вызванное распространением фальшивых полисов ОСАГО, а также снижением деловой активности перевозчиков — сократилось количество используемого транспорта в коммерческом секторе.

Что касается других распространенных видов страхования, то на резкое падение рынка страхования от несчастных случаев, по словам экспертов, повлияло снижение банковского кредитования, с которым тесно связан данный сегмент. Отрицательная динамика сегмента страхования строительно-монтажных рисков (СМР) обусловлена в первую очередь тем, что летом 2014 года Минстроем принят 294-й приказ, в соответствии с которым из всех строительных смет исключены расходы на страхование СМР — эти расходы больше не компенсируются госзаказчиком. Снижение сборов в агростраховании вызвано чисткой этого рынка: в течение года лицензионные санкции были применены к девяти специализированным агростраховщикам.

Известия // среда, 14 октября 2015 года

Число автомобилистов с полисами каско рекордно уменьшилось

Число автомобилистов с полисами каско рекордно уменьшилосьКоличество владельцев расширенной автостраховки уменьшилось на четверть

скопируйте этот текст к себе в блог:


Новости сюжета «Страхование»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке