Швейцарские истребители не в первый раз создают опасные ситуации

Инцидент с самолетом российской делегации во главе со спикером Госдумы РФ Сергеем Нарышкиным в швейцарском воздушном пространстве — не первый случай сближения швейцарских истребителей с российскими самолетам. В распоряжении «Известий» оказалось фото, на котором видно, насколько близко швейцарские истребители подходят к правительственным бортам.
На фото запечатлен момент полета российского правительственного борта Ил-62 СЛО «Россия», на котором 20 июня 2012 года российская делегация совершала перелет в Бразилию на мероприятие по линии ООН.
— Я сделал это фото над Швейцарией и опубликовал на Facebook. Заметил случайно. Нас сопровождал самолет швейцарских ВВС. Недолго. По словам экипажа, пилот запросил разрешение на близкий полет, — рассказал корреспондент кремлевского пула «Известий» Егор Созаев-Гурьев. — Экипаж сказал также, что так часто происходит над Швейцарией.
Опасное сближение швейцарского истребителя с российским правительственным бортом на этот раз в швейцарском МИДе объяснили привычным для страны контролем. При этом извиняться за несогласованность с российским судном своих действий Берн отказался, зато готов отправить ноту Москве с объяснениями процедуры контроля.
В Москве таким ответом швейцарских властей не удовлетворились. В МИД РФ посчитали, что «эскортирование российского воздушного судна в порядке проявления гостеприимности» — не самая убедительная отговорка враждебным действиям.
Более того, объяснения на высоких уровнях Швейцарии явно не согласованы между собой — отдельные официальные лица страны говорят о стандартной процедуре проверки, гостеприимстве или нескоординированности действий.
Российские эксперты также расценили подобные действия ВВС европейской страны недружественным шагом, выражением недоверия к российскому судну.
— Когда речь идет о самолетах глав государств или официальных делегаций, которые следуют в воздушном пространстве той или иной страны в полностью официальном режиме и вся информация об этом полете известна, подобного рода несогласованное сопровождение может быть расценено как недружелюбный шаг, — считает глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
При этом такого рода сближение может стать не только «вотумом недоверия» к той или иной стране, но и опасным маневром, который может повлечь авиакатастрофу.
— Любое сближение в любом случае создает определенные риски, — считает Пантелеев.
По словам руководителя профсоюза «Аэрофлота», пилота Игоря Дельдюжова, за его карьеру подобного рода случай произошел с ним лишь однажды.
— Истребитель подходит, определяет тип самолета. Если он опознал борт и претензий нет, то он уходит разворотом от самолета с набором высоты. Но если есть вопросы, то он связывается с экипажем судна, выясняет обстоятельства. Я отлетал 28 лет, и за эти года у меня был только один случай опознавания. Швейцарцы заявляют о том, что это стандартная проверка, по 100 случаев в год происходит, но за мою практику я встречался с этим лишь один раз, это был чартерный рейс, — рассказал Дельдюжов. — Здесь же везли правительственную делегацию. То есть все разрешения были даны, флайтплан этого судна должен был быть отмечен определенно. МИД Швейцарии о нем знал, значит, и минобороны о нем должно было знать. Подлет истребителя к такому литерному самолету, возможно, и демонстрация силы.
Накануне между несколькими странами вспыхнула бурная дипломатическая полемика из-за инцидента, произошедшего в воздухе. Самолет, на борту которого были Сергей Нарышкин и другие делегаты из РФ, летел в Женеву. В этот момент экипаж и пассажиры заметили в опасной близости истребитель.
Подозрения пали на французов. Посол республики Жан-Морис Рипер был даже вызван в российский МИД. Но официальный Париж сразу же открестился от черного F/A-18 и заявил, что на опасное сближение с российским лайнером пошел истребитель ВВС Швейцарии, что вскоре подтвердили в швейцарском минобороны.