Новости, деловые новости - Известия
Воскресенье,
31 июля
2016 года

Финомбудсмен перестал справляться с потоком жалоб россиян

Число поступающих к нему обращений примерно на треть больше, чем он способен рассмотреть

Фото: ТАСС/Юрий Машков

Финансовый омбудсмен впервые за время своей работы с октября 2010 года стал получать от граждан больше обращений, чем он способен обработать. Число ежемесячно поступающих к финансовому уполномоченному жалоб на финансовые организации (банки, страховые компании, МФО) примерно на треть превышает его возможности. В результате срок рассмотрения вновь поступающих обращений россиян с каждым месяцем увеличивается.

Как сообщил «Известиям» финансовый омбудсмен Павел Медведев, до весны 2015 года служба финансового уполномоченного успевала рассмотреть в течение месяца все поступившие за этот период обращения граждан.

— Теперь не успеваем разрезать конверты, — говорит Медведев. — Наша производительность труда — 700 обращений в месяц. По приблизительным оценкам, сейчас ежемесячно поступает около 1 тыс. жалоб. При этом хвост нерассмотренных обращений граждан с каждым месяцем растет. На текущий момент обращения рассматриваем уже с опозданием примерно в два месяца.

До конца 2014 года к финансовому уполномоченному в среднем поступало от 200 до 500 обращений граждан в месяц. Впервые их число превысило 700 штук в октябре 2014-го. Рост числа обращений продолжился в 2015 году: всего за первые шесть месяцев этого года к финансовому омбудсмену поступило на 60% больше жалоб, чем за аналогичный период 2014-го.

Большинство поступающих в настоящее время обращений граждан содержат просьбу о реструктуризации долга (изменение условий его погашения). Число таких обращений примерно 15 раз превышает вторую по численности категорию жалоб — просьба о консультации.

— В сложившейся ситуации остро встает вопрос о необходимости крайне оперативно принимать закон о финансовом омбудсмене, — говорит Павел Медведев. — Иначе наша работа превращается в профанацию.

Напомним, финансовый омбудсмен работает в России при Ассоциации российских банков, бюджет аппарата финансового омбудсмена (около 10 человек) формируется из взносов членов АРБ, точный объем этого бюджета не раскрывается, для заявителей обращения к омбудсмену бесплатны. Законодательно деятельность этого института не урегулирована, поручение подготовить соответствующий законопроект еще в марте 2012 года давал премьер-министр Дмитрий Медведев. Изначально проект планировалось внести в правительство в августе 2012 года, но его разработку Минфин завершил только к декабрю того же года. В Госдуму проект был внесен в мае 2014 года и спустя два месяца принят в первом чтении. Дата второго чтения в настоящий момент неизвестна.

Согласно текущей версии документа, в обязательном порядке к службе финансового омбудсмена должны будут подключиться банки, страховщики и общества взаимного страхования, всех их обяжут делать определенные ежеквартальные отчисления на работу омбудсмена (размер взносов еще не определен). В добровольном порядке смогут присоединиться иные финансовые компании. При этом проект, принятый в первом чтении, обязывает финансовые организации исполнять решения омбудсмена. До тех пор, пока законодательно деятельность финомбудсмена не урегулирована, его вердикты носят рекомендательный характер.

В банке «Хоум Кредит» «Известиям» сообщили, что «в текущих экономических условиях, когда падение реальных зарплат населения составляет около 10% в годовом выражении, а уровень просроченной задолженности в банковской системе стабильно растет, рост обращений граждан к финансовому омбудсмену закономерен». В банке поддерживают принятие законопроекта и считают, что он позволит «большему числу кредиторов и заемщиков достичь взаимоприемлемого решения проблемы просроченных кредитов наиболее оптимальным образом».

По словам аналитика «Альпари» Анны Кокоревой, кредитная статистика (izvestia.ru/news/593204) действительно «удручающая».

— Доля ссуд с просроченными платежами свыше 90 дней в общем объеме ссуд на 1 сентября 2015 года превысила 10% и составила 10,6%, или 1,14 трлн рублей, — говорит Кокорева. — Статистика микрофинансовых организаций также негативная: в первом полугодии 2015 года просрочка по займам МФО составила 43% от общей суммы займов.

Руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич отметила, что работа финансового омбудсмена была запущена в иных условиях и не была рассчитана на столь весомую нагрузку.

— Отсюда и вытекает проблема недостаточной пропускной способности и формирования хвоста. Надо отметить, что сейчас растет нагрузка не только на омбудсмена, но и на суды, которые в большинстве регионов перегружены исками о взыскании долгов. Принятие законопроекта о финансовом уполномоченном в данной ситуации позволит эту нагрузку снизить, — говорит Асташкевич.

Известия // четверг, 22 октября 2015 года

Финомбудсмен перестал справляться с потоком жалоб россиян

Финомбудсмен перестал справляться с потоком жалоб россиянЧисло поступающих к нему обращений примерно на треть больше, чем он способен рассмотреть

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Кризис »:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке