Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Ностальгия по ностальгии

Философ и культуролог Александр Павлов — о тоске по наступившему, но не сбывшемуся будущему
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вот пара заголовков популярных новостей от 22 октября 2015 года: «Марти Макфлай проигнорировал флешмоб в Твери», «Майкл Джей Фокс получил первые самозашнуровывающиеся кроссовки». Это сумасшествие, начатое лет пять назад и достигшее кульминации 21 октября, продолжается и плавно перетекло в сумасшествие 22 октября.

Дело в том, что 21 октября 2015 года — «именно тот день, когда Марти Макфлай посетил будущее». На всякий случай: Марти Макфлай — персонаж популярной американской кинотрилогии «Назад в будущее», снятой Робертом Земекисом, а Майкл Джей Фокс — актер, исполняющий роль Марти Макфлая.

Во второй серии франшизы Марти путешествует в уже ставшее настоящим будущее, и теперь многие СМИ продолжают сравнивать нынешнюю реальность и «реальность», изображенную в фильме, прежде всего с технической точки зрения и разочаровываются, так как почти ничего из футурологических прогнозов не оправдалось.

В то время как СМИ широко отмечали великую дату и сравнивали наше 21 октября и кинематографическое — притом что речь в кино идет об американском будущем, а не о нашем (но нам всё равно: мы тоже мечтаем о самозашнуровывающихся кроссовках и летающих машинах), — мало кто обратил внимание на главное. Марти Макфлай прилетает не просто 21 октября 2015 года, а в юбилей Никиты Сергеевича Михалкова. «Совпадение? Не думаю». Интерпретировать это неслучайное совпадение можно двояким образом. Первое толкование: Марти прилетает именно 21 октября, потому что это важный день для российской культурной жизни. Второе: Марти прилетает в будущее с целью контрпрограммирования праздника. Если посмотреть новости и обсуждаемые вчера темы, то, по крайней мере, по моим впечатлениям Марти в сетевых новостях сильно потеснил все другие события, включая юбилей отечественного режиссера.

Однако «теория заговора» в этом контексте не столь любопытна, сколь любопытна продолжающаяся вот уже более 5 лет истерия социальных медиа. Дело в том, что аккурат с 2010 года в социальных сетях постят каждый раз «подправленную» картинку на тему «Сегодня именно тот день, когда Марти Макфлай посетил будущее». Эти картинки с завидной регулярностью до сего дня курсировали на просторах интернета, чем вызывали праведный гнев хоть сколько-нибудь критически мыслящих пользователей. Этот случай, конечно, кое-что говорит нам о механизмах работы соцмедиа и особенно о нынешнем состоянии популярной культуры.

Мы получили очередное подтверждение, что социальные сети без какой-либо задней мысли проверить уже не раз даваемую ложную информацию готовы с легкостью постить и репостить «вирус». Остроумцам, ожидающим наступления будущего, абсолютно всё равно, что в интернете легко можно обнаружить даже «разоблачение» вирусной шутки. Впрочем, само по себе это знание о соцмедиа не ново. Ново то, что оно идет в скрепке с мемом из популярной культуры.

То есть мы можем увидеть, какое важное место занимает в жизни активного информационного общества трилогия «Назад в будущее». Возможно, все с таким рвением и публиковали картинки, потому что желали наступления довольно привлекательного грядущего: появились ховерборды, машины летают по воздуху, а кроссовки сами себя зашнуровывают (прямо как в советской России). Здесь тебе ни мутантов, ни ядерного взрыва, ни кровавых игр на потеху нищей толпы. Кроме того, если, скажем, в «Бегущем по лезвию», по которому тоже смеряют часто наше настоящее, речь идет просто о 2019 годе, то в «Назад в будущее-2» называется конкретная дата — 21 октября, которую, правда, мало кто помнил, как выяснилось.

Вместе с тем, может быть столь же верным и другое предположение: информационное общество совершенно не знает поп-культуру вообще и «Назад в будущее-2» в частности, и просто так транслировали картинку, заезженной шутки ради. Иначе зачем в таком случае публиковать непроверенную информацию, ложность которой неоднократно была изобличена? На поверку популярность лучших и главных феноменов популярной культуры оказывается довольно сомнительной: известность без знания и понимания — не лучшая участь для фильма, который попал в историю.

Но главная претензия, конечно, не к соцмедиа, а к медиа обычным. Обсуждая техническую сторону будущего, они совершенно не обращают внимания на культурный климат, который создатели «Назад в будущее-2», конечно, угадали довольно точно.

Например, в «Назад в будущее-2» мы видим рекламу фильма «Челюсти-19», рекламный слоган которых гласит: «На этот раз это очень, ОЧЕНЬ личное» (вероятно, это отсылка к четвертой серии франшизы). Конечно, «Челюсти-19» так и не вышли, но серьезный экохоррор скатился в самые низы популярной культуры, о чем говорят фильмы про мегаакулу или трилогия «Акулий торнадо». Так, если посчитать все эти фильмы, может, и получится та самая нелепая 19-я серия «Челюстей». В этом плане — довольно точное предсказание.

Но главное, конечно, это ностальгия 2010-х по 1980-м. Достаточно вспомнить фильмы нынешнего года типа «Кунг Фьюри», «снятый под 1980-е», и «Последние девушки», отдающий должное слэшерам 1980-х вообще и франшизе «Пятница, 13-е» в частности, или нынешние сериалы типа «Красные дубы», и станет ясно, что для западной массовой культуры 2010-е стали новыми 1980-ми. И если в 2000-е Запад переосмыслял 1970-е, то теперь очередь за 1980-ми. Кстати, не случайно в первых двух сериях «Назад в будущее» действие происходит в 1955, 1985 и 2015 годах — «кафе 1980-х» 2015 года, изображенное во второй серии, в том числе сделано в духе ностальгии по ностальгии. Как говорят в другом современном сериале: «Сегодня мы ностальгируем по 1980-м, которые ностальгировали по 1950-м».

Таким образом, если не с технической точки зрения, то с точки зрения духа времени «прогноз» «Назад в будущее-2» на 21 октября 2015 года оправдался: мы живем получужой и полуродной популярной культурой и вместе с ней ностальгируем по лишь отчасти знакомой нам ностальгии. Вместе с ней мы тоскуем о наступившем, но не оправдавшем себя будущем.

Комментарии
Прямой эфир