Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава МО Британии заявил об увеличении бюджета на оборону до 3% ВВП к 2034 году
Армия
Артиллеристы уничтожили два пункта управления дронами ВСУ в зоне СВО
Мир
Трамп заявил о повышении пошлины на импорт стали вдвое
Армия
Расчет БПЛА «Молния» уничтожил артиллерию ВСУ на южнодонецком направлении
Мир
СМИ сообщили о возможной остановке автомобильного производства США
Армия
Корабли Балтийского флота отработали артиллерийские стрельбы в рамках учений
Мир
В Британии указали на недостаточное количество БПЛА у стран НАТО для ведения войны
Армия
Расчет БПЛА группировки войск «Днепр» уничтожил САУ ВСУ в Херсонской области
Происшествия
Рабочий погиб на строительной площадке цирка в Волгоградской области
Происшествия
Бензовоз с дизельным топливом опрокинулся в Сахалинской области
Мир
СМИ назвали невозможным создание «Золотого купола» в течение второго срока Трампа
Мир
Пентагон заключил контракт на $536 млн на утилизацию авианосца Enterprise
Мир
Тейлор Свифт выкупила права на первые шесть своих альбомов
Мир
СМИ узнали о подарке Карлу III от короля Бахрейна в 2023 году
Мир
Эрдоган выразил надежду на путь к миру после второго раунда переговоров по Украине
Мир
Трамп вручил Маску золотой ключ от Белого дома во время прощания
Происшествия
В Курской области семь человек пострадали в результате атаки дронов ВСУ

«Найденный фрегат Transport Royal — отец русского флота»

Руководитель экспедиции, обнаружившей любимый корабль Петра I, — о значении уникальной находки, на поиски которой ушло 3 года
874
«Найденный фрегат Transport Royal — отец русского флота»
Модель яхты The Transport Royal. Фото: isaac.spb.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

У берегов шведского Гетеборга экспедицией, проводимой исландской компанией iXplorer ocean research и шведской фирмой Diving Unlimited при поддержке российских дайверов и ученых, была сделана сенсационная находка — любимый корабль Петра I Transport Royal, затонувший здесь 1715 году. Руководитель экспедиции Алексей Михайлов рассказал «Известиям» о том, как проходили поиски и какие фрагменты судна надеются поднять с морского дна отечественные исследователи.

 Что нового вы узнали, обнаружив знаменитую яхту российского императора?

— Вообще это не яхта, а скорее малый фрегат: трехмачтовое судно примерно 30 м в длину. Его модель, сделанная в середине XIX века, хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга, но она не соответствует оригиналу: у нее две мачты. На самом деле любимый фрегат Петра был трехмачтовым, что подтверждают архивные документы. И при осмотре объекта это подтвердилось.

 Долго ли вы искали Transport Royal?

— Три года мы вели целенаправленные поиски. Сомнений в том, что это фрегат Петра, у нас нет. Мы уже провели анализ древесины: в киле и фальшборте находятся английские и русские гвозди, также мы нашли архангельские кирпичи, которые использовались при строительстве корабельных печек. Дендрологический анализ показал, что судну 300 лет. Но главное, что у нас есть найденная в шведских архивах карта военного капитана, который в 1715 году спасал с тонущего фрегата команду. Место гибели Transport Royal он отметил на карте крестиком. Эта карта помогла сузить район поисков, а также не оставила сомнений, что затонувшее тут судно — тот самый любимый фрегат Петра I.

В чем сенсационность находки?

— Это именно тот фрегат, по образцу которого Петр приказал строить военные корабли русского флота. Если знаменитый ботик Петра I — это прадедушка русского флота, то фрегат Transport Royal — его отец. Название в переводе со старофранцузского значит «Королевский восторг». Петр получил этот фрегат в дар от короля Англии Вильгельма III, когда совершил свое уникальное путешествие заграницу в 1698 году — первым из русских царей. Хотя это был и не совсем бескорыстный подарок: Петр в обмен на фрегат отдал Англии табачную монополию, да еще и заплатил за его оснастку из собственного кармана. Но Петр сразу понял, что по возвращении в Россию можно будет начать производство кораблей по образцу Transport Royal. Что и было сделано в Воронеже и на Соломбальских верфях.

— Кстати, получается, что вы обнаружили фрегат практически в день его гибели?

— Он затонул почти ровно 300 лет назад — 28 сентября 1715 года по старому стилю, что соответствует 8 октября. Мы нашли Transport Royal как раз 27 сентября этого года, в территориальных водах Швеции около островного архипелага недалеко от Гетеборга.

Что будет с находкой дальше?

— По закону всё, что утонуло в шведских территориальных водах до 1850 года, принадлежит этой стране. Но мы уже подали прошение в Гетеборский департамент подводной археологии, где просим рассмотреть вопрос о предоставлении хотя бы фрагментов корабля для консервации и экспонирования в одном из российских музеев. Ведь это просто уникальная находка!

Насколько хорошо сохранился фрегат?

— Он лежит на глубине всего 10 м, но в одном из самых штормовых мест в этой районе и за 300 лет корпус сильно разбило, а большая часть судна лежит в песке. Что, кстати, и позволило ему хорошо сохраниться: обычно деревянные суда плохо сохраняются, так как в этих водах большая биологическая активность и древесину уничтожают корабельные черви. Поэтому очень хорошо, что киль и часть бортов фрегата оказались скрыты в песке: это дает нам возможность работать с фрагментами судна, которые разбросаны на территории 75 кв. м.

— Какие части фрегата самые ценные с музейной точки зрения?

— Мы надеемся найти корабельные пушки — они должны лежать где-то в песке. Первые пушки с  Transport Royal и других затонувших в этом районе судов были подняты шведской экспедицией еще в 1722 году. Но пушки подняли не все, и мы их обязательно еще обнаружим. Правда, получить разрешение на подъем будет непросто, потому что у шведов подход другой: у них принято оставлять предметы там, где они найдены. Но надеюсь, что мы сможем объяснить уникальность этой находки для русской истории, и нам позволят забрать хотя бы пушки.

Когда планируете новую экспедицию?

— Скорее всего, в декабре. Нам предстоит очень много работы по дальнейшему изучению  объекта.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности