Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Небензя выступил за международное расследование по факту массовых захоронений в Газе
Мир
В Швейцарии отменили выступление оперной певицы Анны Нетребко
Мир
Парламент Грузии одобрил во втором чтении закон об иноагентах
Общество
Музыкант ST выступил на концерте в честь 1 Мая на выставке «Россия»
Происшествия
Украинский БПЛА повредил линии электропередачи в Курской области
Мир
Минфин США объявил о новом пакете антироссийских санкций
Происшествия
В баре в Архангельской области посетителя избили и облили кипятком
Мир
Археологи обнаружили пять скелетов под «Волчьим логовом» Геринга в Польше
Стиль
Первый трудовой договор принцессы Дианы продали на аукционе за £8,5 тыс.
Мир
Постпредство указало на дезинформацию ЕС в отношении позиции России по активам
Мир
Reuters сообщило о давлении США и союзников на ОАЭ из-за торговых связей с РФ
Мир
Четыре человека задержаны в Португалии по подозрению в содержании в рабстве мужчины
Мир
Кандидата в Европарламент от французской партии социалистов облили краской
Мир
Преподавание русского языка сохранилось только в трех школах Украины
Происшествия
Силы ПВО сбили украинский беспилотник над Курской областью
Мир
Протестующие в Тбилиси устроили пожар возле здания парламента
Общество
Синоптик спрогнозировал похолодание в Москве в начале мая

Беспилотные автомобили научат решать этические проблемы

При программировании беспилотных авто ученые решают непростую дилемму: программировать машину на спасение водителя или пешеходов
0
Беспилотные автомобили научат решать этические проблемы
Фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ученый из Тулузской школы экономики (TSE) Жан-Франсуа Боннефон совместно с коллегами из США Азимом Шариффом из Университета Орегона и Иядом Раваном из Массачусетского технологического института (MIT) провели опрос около тысячи человек, которые должны были выбрать алгоритм поведения для беспилотного автомобиля в случае, если перед ним неожиданно появились люди, а остановиться он не успевает. Добровольцам предложили сделать этический выбор: как должна повести себя машина — спасти одного (водителя) или нескольких пешеходов.

Исследователи предложили опрашиваемым выбрать различные сценарии. Первый: автомобиль, оказавшийся перед большой толпой, может свернуть в сторону и врезаться в стену. В результате погибнет или покалечится водитель и пассажиры. Другой вариант: перед машиной всего один пассажир — должна ли программа беспилотного автомобиля сворачивать в стену, подвергнув риску водителя? Должна ли машина действовать по принципу уменьшения числа жертв, так как единственный пассажир в машине меньше группы людей?


В разных вопросах учитывалось, идет ли речь об абстрактной ситуации на дороге или же по условиям задачи в автомобиле находится сам респондент. Кроме того, ученые поинтересовались, готовы ли участники эксперимента принять тот или иной сценарий в качестве законодательной нормы поведения.

Почти 75% респондентов посчитали, что было бы более этично, если бы автопилот свернул в сторону от толпы, а 65% отметили, что при подобных ситуациях машина уже запрограммирована на поворот. Большинство участников опроса одобрило ситуацию, в которой число потенциальных жертв будет минимальным. Впрочем, принятие подобного решения в качестве закона одобрило уже меньше участников — особенно если речь шла о собственном автомобиле, а не об абстрактной ситуации.

Хотя конкретного ответа на свой вопрос ученые так и не получили, они полагают, что результаты данного опроса станут отправной точкой в решении подобных этических дилемм.

Эксперты считают, что технология беспилотного автомобиля сможет сохранить миллионы жизней и уберечь миллионы людей от травм, а также сэкономить сотни миллиардов долларов. Компания Google прогнозирует, что при внедрении беспилотных автомобилей количество ДТП снизится на 90%.

Только в 2009 году в США зафиксировано около 5,5 млн ДТП с участием 9,5 млн автомобилей. В результате аварий погибли 33 тыс. человек, пострадали более 2,2 млн, из них 240 тыс. понадобилась госпитализация. Следует прибавить к этой статистике издержки на медицинские расходы, юридические процедуры, снижение производительности труда, ущерб собственности, задержки транспорта и т.д.

Американская автомобильная ассоциация подсчитала, что последствия аварий на дорогах обошлись в $299,5 млрд. Вычитая из этой суммы 90%, речь идет о 30 тыс. спасенных жизней в год, примерно 2 млн предотвращенных травм и не менее $400 млрд сэкономленных средств.

Также беспилотный автомобиль позволит разгрузить трафик. Институт транспорта Техаса провел исследование, результаты которого показали, что пробки на дорогах США обходятся населению в 1,8 млрд галлонов бензина и в 4,8 млрд часов в год. Около $101 млрд государство теряет на топливных издержках и снижении производительности труда.

За 6 лет испытаний беспилотники попали в ДТП всего 11 раз. Однако все инциденты произошли по вине водителей обычных автомобилей — аварии были незначительными и обошлись без каких-либо травм и смертей.

Уже в ближайшие годы практически все крупные производители запустят массовое производство беспилотных автомобилей. Так Renault Nissan планирует начать продажу беспилотников к 2016 году. Недавно показала свой беспилотный концепт кроссовера японская Mitsubishi. На Токийском мотор-шоу Mercedes-Benz представил свой концепт беспилотного минивэна Vision Tokyo.

Японская Honda Motor Co также объявила о планах выпуска самоуправляемых автомобилей к 2020 году. Компания намерена к этому времени коммерциализировать функции по въезду и выезду автомобилей на скоростные трассы. Honda планирует продавать машины, способные держаться в полосе и держать дистанцию за другими авто. О планах создать беспилотные автомобили к рубежу 2020-х годов заявляла и Toyota.

Конкурировать на рынке беспилотных автомобилей придется не только между собой, но и с такими корпорациями, как Google и Apple. Google уже представил беспилотники и протестировал их на дорогах США. А Apple собирается представить свою машину с автопилотом к 2019 году.

Автомобиль с автопилотом уже выпустила компания Tesla. Впрочем, у нее пока есть проблемы с управлением: просят водителей не полагаться целиком на автопилот и на всякий случай держать руки на руле.

Комментарии
Прямой эфир