В «дочке» «Газпрома» придумали, как подрывать террористов

Структуры крупнейшей в России компании — ОАО «Газпром» — изобрели способ борьбы с терроризмом и запатентовали его. Речь идет о доставке взрывных устройств через пробуренную скважину для выборочного подрыва зданий, укрепленных сооружений и коммуникаций в городских условиях.
«Изобретение относится к области борьбы с терроризмом и может быть использовано для выборочного подрыва зданий, укрепленных сооружений и коммуникаций в городских условиях при максимальной защищенности личного состава взрывной команды... Доставку взрывного устройства под взрываемый объект производят с помощью бурильной колонны, состоящей из бурильных труб, расширителя, разъединителя колонны и вертлюга (буровой шарнир)», — говорится в описании патента ООО «Газпром трансгаз Краснодар», полученного в конце октября 2015 года.
Технология горизонтально направленного бурения разработана в середине XX века и применяется при бурении газовых и нефтяных скважин, прокладки трубопроводов, кабельных каналов, а также в тех местах, где наземные работы по каким-либо причинам проводить нельзя (реки, дороги и т.д.), говорит представитель пресс-службы «Газпром трансгаз Краснодара».
По замыслу специалистов инженерно-технического центра компании, бурить скважину для взрывчатки можно из одного или двух безопасных мест. Цель — обеспечить защиту личного состава контртеррористических отрядов. Предложенный способ может быть использован при проведении взрывов различной мощности, говорится в документации к изобретению, бомба доставляется в нужное место, в частности, в капсуле.
Пока «Газпром» не предлагал свое изобретение спецслужбам, сама компания заниматься подрывной деятельностью не собирается, сообщил «Известиям» представитель компании. В компании не пояснили, почему они решили запатентовать горизонтальное бурение именно в контексте борьбы с террористами.
Помимо профильных трубопроводных разработок, «Газпром трансгаз Краснодар» в этом году получил несколько патентов на технологии двойного назначения. Недавно компания запатентовала способ «позиционирования подводного оборудования» для помехозащищенности судов, «беспилотный диагностический комплекс вертолетного типа», особое внимание уделяется экологии: инженеры запатентовали «конструкцию наблюдательной геоэкологической скважины для отбора проб воздуха».
Александр Базыкин, управляющий партнер компании Heads Consulting, отметил, что подобные креативные разработки — не только дань времени и информационному окружению, но и следствие «инновационных» поручений руководства страны. Так, еще в 2011 году тогдашний президент Дмитрий Медведев пообещал увольнять глав госкомпаний, не внедряющих научно-технические разработки — в ответ представители корпораций пообещали рост количества патентов.
Зампроректора по научной работе Уральского государственного горного университета Денис Симисинов находит предложение «Газпрома» актуальным и неожиданным.
— Технологии горизонтально направленного бурения за последние 10 лет ушли далеко вперед. Во время прогулки по городу уже можно увидеть небольшие мобильные буровые установки по бестраншейной прокладке труб. Для выполнения взрыва достаточно простого пилотного бурения, где диаметр скважины может не превышать 10 см или чуть больше. Этого будет достаточно, чтобы сразу же или затем инструментом разнести заряд. Вопрос во времени, которое понадобится для организации и выполнении работ. Думаю, это займет не более суток. А то, что это можно сделать скрытно и безопасно, — нет сомнений, — говорит Симисинов. — Здание полностью не разрушить, потому что ствол скважины небольшой. Эти работы выполняются, обходя различные городские подземные коммуникации. Поэтому газпромовцы и настаивают на том, чтобы максимально безопасно и аккуратно провести эти работы, чтобы всё осталось стоять на месте.
Президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер сообщил, что данный метод двойного назначения специалистами по борьбе с терроризмом хорошо известен и в нужной ситуации может быть применен, но «все подробности никто из профессионалов раскрывать не будет».
— Такая система давно применяется в различных технологических процессах, например в гражданском строительстве, когда нужно обрушить здание, не разрушив рядом стоящий дом. В военной сфере это тоже используется, но не так часто, в первую очередь из-за учета временного фактора и особенностей технологии. Чтобы узнать, насколько данное изобретение будет эффективным, нужно понять, насколько система применения технологически трудоемка. Не могу сказать, что эти системы применяются повсеместно, но когда нужно, их применяют, — говорит Линдер.
Симисинов также вспомнил, что подобные технологии еще в 1980–1990-х применялись для тушения скважин.
— В случае аварии в нефтегазовой скважине ликвидировать пожар крайне проблематично — трудно подобраться к вышке, если температура 1 тыс. градусов. Иногда специалисты бурят наклонную скважину и взрывом перекрывают аварийную, — говорит он. — Просто сейчас технологии горизонтально направленного бурения стали более доступны.
Завкафедрой взрывного дела Национального минерально-сырьевого университета «Горный» Геннадий Парамонов не видит перспектив у изобретения и считает изыски компании «Газпром трансгаз Краснодар» фантазией.
— Технологии горизонтального бурения давно известны. Бурят под мостами, под железной дорогой, бурят с подземных выработок, когда можно бурить под зданием. Но чтобы пробурить горизонтальную скважину, нужна определенная выработка, которая должна находиться под зданием. Всё, конечно, можно сделать. Но зачем — непонятно. Здесь можно говорить скорее о больших фантазиях, а реализация не совсем ясна. Нужно прежде всего посчитать, возможно ли это сделать. Сразу стоит вопрос — на какой глубине от поверхности, на какой глубине от фундамента здания будет находиться скважина? Если на глубине 5 м, то, может, ничего не произойти от взрыва. Ну, осядут здание и фундамент. Далее нужно учесть время бурения. Если под стенкой фундамента — это одно, а остальной фундамент — он что, останется? Стенка обрушится, может быть, частично; остальное будет стоять. Так что не совсем понятно, для каких в итоге это целей, — говорит Парамонов.
Завлабораторией технологических процессов при добыче полезных ископаемых Горного института Кольского научного центра РАН Сергей Козырев признается, что подобных работ не встречал. По его словам, главная проблема, с которой столкнутся газпромовцы и их клиенты-силовики, будет состоять в доставке взрывчатки в нужное место.
— Чтобы дослать взрывчатое вещество до конца скважины, она должна быть прямой. Есть технологии бурения с нефтяных пластов, когда скважина получается криволинейной. В этом случае доставить взрывчатое вещество проблематично, особенно на большое расстояние. На сегодня средства доставки взрывчатого вещества в скважину достигают 50–70 м, — рассказал Козырев.