Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
Трамп исключил Рамасвами из списка потенциальных вице-президентов
Мир
По меньшей мере семь человек погибли и 20 пострадали в результате ДТП в Непале
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В Польше обнаружили потерявшийся американский дрон MQ-9 Reaper
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Цена упрямства

Политолог Александр Сотниченко — о том, как России впредь надлежит относиться к Турции
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Во вторник, 24 ноября, турецкие СМИ сообщили о гибели российского самолета в районе Байырбуджак Сирии, недалеко от турецкой границы. Источники в администрации президента Турции сообщили, что самолет был сбит турецкими истребителями F-16 из-за того, что он нарушил воздушное пространство Турции. Это произошло после неоднократных предупреждений турецкой стороны о том, что в случае нарушения воздушного пространства российскими самолетами их будут сбивать.

В настоящее время нет никаких достоверных данных о маршруте движения российского самолета. Турецкие военные опубликовали какую-то карту, однако полноценную картину мы узнаем только после расшифровки «черных ящиков». В любом случае этот инцидент является самым проблемным в российско-турецких отношениях за последние 15 лет.

Разумеется, уничтожение российского самолета не является случайностью. Рельеф местности и турецко-сирийской границы в тех местах очень сложный. Для скоростного бомбардировщика СУ-24 случайно залететь на несколько сот метров представляется  вполне возможным. Например, так же сложно определить воздушное пространство вокруг окружающих Турцию греческих островов в Эгейском море: инциденты с нарушением турецкими самолетами границы, по сообщениям греческих источников, происходят довольно часто, однако нарушителей никто не сбивает. Здесь налицо явная провокация, направленная на обострение конфликта в Сирии.

Почему турки решили сбить российский самолет?

Это связано с особенностями операции российских ВКС совместно с бойцами сирийской армии на этом участке театра военных действий. Совместно с боевиками организаций «Джабхат ан-Нусра» (филиал «Аль-Каиды») и «Ахрар аш-Шам» рядом с турецкой границей сражается также «Бригада султана Абдул Хамида». Это оппозиционная правительственным войскам структура, состоящая из сирийских туркмен, которых особенно активно поддерживает правительство Турции.

Таких бригад в северных сирийских провинциях воюет порядка 20, одна из них была прижата к границам турецкой провинции Хатай сирийскими войсками. По сообщениям турецкой прессы, они вынуждены были отправить на территорию Турции свои семьи и возвратились для того, чтобы воевать против официального Дамаска. «Бригада султана Абдул Хамида» на днях подверглась бомбардировке со стороны российской авиации, вследствие чего российского посла вызвали в турецкий МИД и потребовали прекратить операцию. Таким образом, нынешний инцидент следует воспринимать как месть Турции за гибель их клиентов.

Турция постарается выжать из ситуации всё что можно. Сразу после инцидента они обратились не к России, чтобы по возможности урегулировать проблему, а в НАТО, рассчитывая на помощь союзников в случае симметричной реакции со стороны Москвы. Судя по всему, турки опять поднимут вопрос о создании вдоль своих границ бесполетной «зоны безопасности», где союзные им боевики из числа туркмен и «Свободной сирийской армии» смогут укрываться от действий российской авиации и армии Дамаска. Основная проблема заключается в том, насколько серьезной окажется эта поддержка со стороны Запада.

Если США согласятся на создание «зоны безопасности», то можно будет говорить о прецеденте реального раздела Сирии, к которому уже готовятся большинство стран западной коалиции. Боевики, таким образом, получат возможность получить неуязвимые для сирийской армии базы отдыха и пополнения ресурсов, что продлит гражданскую войну на неопределенное время.

Как Россия сможет отреагировать на этот, по выражению В.В. Путина, «удар в спину» со стороны Турции? В Сети слышатся призывы к симметричному ответу, однако ничего хорошего, кроме конфликта с НАТО, он принести не сможет. На развертывание реальных боевых действий между Россией и Турцией очень надеются США, однако этой возможности им предоставлять нельзя. Следует внимательно разобраться с тем, кто стоит за решением сбивать российские самолеты в сирийском небе.

Стоит ли нам делать врага из Турции, с которой нас связывают десятилетие взаимовыгодного сотрудничества? 

За инцидент с российским самолетом ответственна нынешняя политическая элита страны, решившая воевать в соседней Сирии до последнего бойца оппозиции ради свержения ненавистного режима Башара Асада. От своей цели они уже не отступятся, по крайней мере, у них было 5 лет для анализа своей политики на Ближнем Востоке по поддержанию революций. Эта политика закончилась для Турции экономическим кризисом, миллионами сирийских беженцев, из которых только малая часть проживает в лагерях, и серьезным расколом политических элит.

России следует разработать многоплановую стратегию по «принуждению Турции к миру», основанную на проведении самых различных мероприятий.

Разумеется, взаимовыгодный профиль взаимоотношений между нашими странами будет понижен. Вряд ли можно сейчас говорить об успехе переговоров по «Турецкому потоку» и завершении строительства АЭС в Аккую. Скорее всего, российским туристам будет не рекомендовано ездить в Анталью и Мармарис. К подобным мероприятиям можно привлечь и Иран, который, кстати, готов заменить Турцию в обеспечении России свежими овощами и фруктами.

В Сирии следует принять все меры для обеспечения контроля правительственных войск или хотя бы курдов за турецко-сирийской границей, через которую идут пути снабжения боевиков, а также дешевая нефть, добытая на подконтрольных «Исламскому государству» месторождениях. Всё это негативно повлияет на развитие турецкой экономики, которая и так в последние годы серьезно просела вследствие не в меру активной политики Анкары на Ближнем Востоке.

Турция же, в свою очередь, мало что может сделать в ответ. Присоединиться к европейским санкциям? Мы и так уже научились при них жить. Серьезно сократить покупку российского газа в ближайшей обозримой перспективе (до 2018 года) им также не удастся ввиду отсутствия разработанных богатых месторождений у ближайших соседей. Многие эксперты говорят о возможности закрыть Босфор. Согласно конвенции в Монтрё 1936 года, это абсолютно невозможно. Конвенция без перебоев действовала и в годы Второй мировой, и холодной войн. Поэтому сейчас мяч на нашей стороне, и важно, чтобы российский ответ оказался точен и неотразим. 

Главное, на чем должна настаивать Москва в данном случае, — это принесение официальных извинений турецкой стороной и выплата компенсаций пострадавшим. Вспомним, как турки бурно реагировали на штурм израильским спецназом корабля «Мави Мармара», направлявшегося в Газу с гуманитарной миссией. Результатом стало значительное охлаждение отношений с Израилем, включая отзыв посла. В конце концов, израильский премьер Бинджамен Нетаньяху вынужден был извиниться. На следующий день вся Турция была увешана плакатами с его грустным повинным лицом, а Эрдоган преподнес это как свою личную победу.

В нашем случае имеет место нападение на российский военный самолет, выполнявший свою миссию по приглашению законного сирийского правительства. Пока турецкий президент не принесет извинений за действия своих летчиков и не выплатит компенсацию за самолет и семье погибшего пилота, уровень отношений между правительствами двух стран должен быть сведен к минимуму.

Параллельно следует налаживать прямой диалог с представителями турецкой политической оппозиции. Сейчас в ней нет достойных фигур, способных взять на себя ответственность за страну в столь сложный период, за счет чего правящей партии и удалось выиграть досрочные выборы 1 ноября. Однако грядущие экономические трудности, вполне вероятно, могут привести к довольно интенсивным изменениям в турецкой политике, напрямую касающимся судьбы нынешней элиты.

Комментарии
Прямой эфир