Продажа заводов «Росспиртпрома» принесет в бюджет до 4 млрд рублей

По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, продажа принадлежащих ОАО «Росспиртпром» ликеро-водочных и спиртовых заводов может принести государству 2,5–4 млрд рублей. При этом аналитики отмечают, что найти покупателей будет проблематично.
Сегодня, выступая в Совете Федерации, вице-премьер Александр Хлопонин заявил, что «Росспиртпром» прекратит производство алкогольной продукции и будет заниматься только контролем за оборотом спирта.
— Есть поручение правительства, что в течение 2016 года он должен продать или закрыть все свои производства, — заявил вице-премьер.
В «Росспиртпроме» пока не готовы оценить стоимость заводов и сроки их реализации.
— На данный момент ведутся подготовительные мероприятия по реализации данного поручения. Пока никаких окончательных решений относительно механизма реализации активов по производству алкогольной продукции не принято, так как необходима юридическая проработка вопроса, — сказали в пресс-службе компании.
Согласно данным базы СПАРК, в 2014 году выручка госпредприятия составила 4,4 млрд рублей, увеличившись в два раза по сравнению с 2013 годом (2,2 млрд рублей). При этом чистая прибыль за прошлый год составила 101 млн рублей (против 105 млн рублей в 2013 году). «Росспиртпром» имеет 15 филиалов, производящих спирт и алкогольные напитки. Это Костромской, «Петровский» (Петрозаводский), Волгоградский, Фокинский, Чебоксарский, Златоустовский Ветлужский и Арзамасский ликеро-водочные заводы, Веселолопанский, Ядринский, Марпосадский и Арзинский спиртовые заводы, Береговское спиртовое предприятие, «Липецкспиртпром» и комбинат «Казак Уральский». Заводам «Росспиртпрома» принадлежат такие бренды водок, как «Онежская», «Петровская гавань», «Златоустовская», «Вечерний Челябинск», «Каланча» и
др.
Гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз говорит, что покупателя на заводы «Росспиртпрома» будет найти проблематично.
— Это не бог весть какой игрок, сейчас он контролирует порядка 10% производства спирта. Его уход с рынка никто не заметит. Условная цена — от 2,5 млрд до 4 млрд рублей. Но суммарно их вряд ли купят. Единично же каждый завод стоит порядка 250 млн, — говорит Дробиз. — Сейчас на алкогольном рынке работают в основном крупные игроки, и при необходимости производить больше продукции они могут просто нарастить мощности своих заводов, а не покупать новые.
Отметим, доходы крупных игроков рынка значительно превышают доходы «Росспиртпрома». Например, выручка «Алкогольной сибирской группы» в 2014 году составила 19 млрд рублей.
Схожей точки зрения придерживается руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
— Рынок сейчас не в лучшем состоянии для такого рода продаж. Предельная рыночная сумма где-то 2,5–3,5 млрд рублей, максимум — 4 млрд рублей, — говорит Масленников.
Бренд-директор ООО «Восточно-Европейская дистрибуторская компания» Станислав Кауфман (создатель водочного бренда «Путинка» и др.) также не считает заводы «Росспиртпрома» привлекательным активом.
— Это локальные производства, портфель состоит из продукции экономсегмента локальных брендов, известных федеральных брендов там нет, — перечисляет минусы Кауфман.