Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
2 декабря
2016 года

Россияне становятся злее друг к другу

По оценке социологов, впервые с предыдущего кризиса 2008–2009 годов в обществе сравнялись доли позитивно и негативно настроенных граждан

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Доля россиян, чувствующих раздраженность, озлобленность и агрессию по отношению к себе окружающих людей, с октября 2014 года по октябрь 2015-го подскочила с 16% до 26%. Такие данные приводятся в исследовании Института социологии РАН, посвященном влиянию экономического кризиса на социально-психологическое самочувствие россиян.

Последнее общероссийское исследование «Российское общество: год в условиях кризиса и санкций» было проведено в октябре 2015 года. Это третья волна мониторинга, проводимого институтом каждые шесть месяцев: первый был проведен в октябре 2014-го, второй — в марте 2015 года, нынешний завершен в октябре 2015 года. Опрошено 4 тыс. респондентов в различных регионах и типах поселений от 18 лет и старше из основных социопрофессиональных групп. Среди прочих задано два вопроса — о собственном отношении к людям и об отношении окружающих к респонденту: «Как бы вы охарактеризовали свое обычное, повседневное эмоционально-психологическое состояние?» и «А что преобладает в психологическом состоянии тех людей, которые чаще всего окружают вас в повседневной жизни (родственники, друзья, коллеги по работе)?»

На оба этих вопроса предлагалось два варианта ответов: «позитивно» и «негативно». Первый вариант предполагал уточняющие ответы: «Эмоциональный подъем», «Спокойствие, уравновешенность»; второй — три пункта на выбор: «Безразличие, апатия, подавленность», «Тревога, страх», «Раздраженность, озлобленность, агрессия».

Получилось, что впервые с предыдущего кризиса 2008–2009 годов в российском обществе сравнялись доли позитивно и негативно настроенных россиян. За минувший же год на 3 процентных пункта, до 28%, выросла доля тех, кто признался в чувстве тревоги и страха, о безразличии и апатии теперь сообщили 12% (ранее 8%). Тем не менее в течение года снижалось ощущение собственной раздражительности, озлобленности и агрессии: 13% — 12% — 10%.

Иная ситуация с психологической оценкой окружающих, где преобладает негативное социально-психологическое состояние: рост за последний год с 58% до 69%, при этом доля ощущающих на себе агрессию и озлобленность выросла с 16% до 26%. Иными словами, россияне чувствуют по-прежнему добрыми, но больше страдающими от окружающей злобы.


Автор этого раздела исследования, старший научный сотрудник Института социологии РАН Наталья Латова пояснила, что социально-психологическое состояние ближайшего окружения опрошенных россиян продолжает ухудшатся. Она подтвердила, что растут раздражение и озлобленность.

— Многие россияне начинают мобилизовываться в новых экономических условиях. Происходит повышение эгоизма, индивидуализма (ориентации на свои силы), которое сопровождается определенной конкуренцией. В таких условиях человек дистанцируется от своего окружения и начинает воспринимать его более негативно, чем прежде. Особенно сильно это проявляется у тех, кто обладает меньшим ресурсом: хуже материальное положение, хуже возможности решения проблем самостоятельно и т.д. Кроме этого, говоря о росте негативного социально-психологического состояния своего окружения, россияне таким образом фиксируют свои ожидания на будущее, проецируют, — говорит Латова.


Согласно результатам исследования, кризис прежде всего ударил по социально-психологическому состоянию бедных граждан, а также по тем, кто в результате финансовых потрясений скатился вниз по социальной лестнице. Для определения уровня достатка россиян социологи исходили из методологии Росстата (уровень доходов на члена домохозяйства). К малообеспеченному населению Росстат относит людей с доходами от 1,1 до 2 прожиточных минимумов (составляет за II квартал 2015 года в среднем по регионам порядка 10 тыс. рублей) — таковых сегодня 46%, к бедным — с доходами ниже прожиточного минимума (25%), в зоне риска бедности (население с доходами, составляющими от 1 до 1,1 ПМ) — 7%; наконец, благополучного населения с доходами от двух минимумов — 22%.

Самой раздраженной социальной группой исследователи называют 12% бедняков (то есть 12% от четверти россиян), которые и отметили ухудшение своего материального положения (оно и так было ниже прожиточного минимума), и ощутили падение своего статуса. Это около 3% населения страны, то есть около 4–4,5 млн человек, говорится в отчете. «Для 80% представителей данной группы нормой является весь спектр негативных состояний — от апатии до агрессии»: лишь 21% чувствуют себя спокойно, 14% из них находятся в апатии, еще 36% — пребывают в тревоге, 21% — раздражены, еще 4% озлоблены, и 4% — агрессивны.

Почти половина (48%) благополучного населения сообщила о собственном спокойствии, 5% — чувствуют эмоциональный подъем, 27% — в тревоге, еще 11% — в безразличии и апатии, и лишь 10% — раздражительны, озлоблены и агрессивны.

В отдельных случаях, подчеркивают исследователи РАН, раздраженность у граждан могут вызывать СМИ и государственные институты власти. Например, доверие к телевидению за год упало с 44% до 37%, что, по мнению социологов, свидетельствует «об усталости общества от официальной повестки дня».

«Доверие к институтам власти формируется прежде всего в среде хорошо обеспеченных россиян, а недоверие к ним — особенность малообеспеченных», — указывается в исследовании.

Несмотря на недовольство обедневшей в результате кризиса части населения, она не спешит включаться в политический процесс. Лишь 1% людей из малообеспеченных слоев за последний год занимались профсоюзной деятельностью, участвовали в митингах и забастовках, отстаивали свои права.

По мнению профессора кафедры социальной философии и философии истории Института философии СПбГУ Михаила Попова, данный барометр (опрос общественного мнения) не может в полной мере заменить понимания общественных процессов.

Известия // четверг, 10 декабря 2015 года

Россияне становятся злее друг к другу

Россияне становятся злее друг к другуПо оценке социологов, впервые с предыдущего кризиса 2008–2009 годов в обществе сравнялись доли позитивно и негативно настроенных граждан

скопируйте этот текст к себе в блог:


Новости сюжета «Кризис »:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке