Новости, деловые новости - Известия
Воскресенье,
28 августа
2016 года

Банки потратили на добрые дела 25 млрд рублей

За 9 месяцев 2015 года расходы на меценатство российских кредитных организаций выросли в 2,5 раза

Фото: vtbrussia.ru

Расходы отечественных банков на благотворительность за 9 месяцев 2015 года выросли в 2,5 раза, до 25 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (9,9 млрд рублей). При этом доналоговая прибыль банков сократилась за тот же срок более чем в 5 раз (на 81,5%), с 685,2 млрд рублей до 126,7 млрд рублей. Банки потратили на благотворительность сумму, равную 19,7% прибыли (за 9 месяцев в 2014 году траты были значительно меньше — 1,44%).

Лидерами по расходам на благотворительность стали банки с госучастием — ВТБ, Банк Москвы, Сбербанк и Газпромбанк, на долю которых приходится 90% всех расходов на благотворительность в отчетном периоде. В топ-10 по величине расходов на благотворительность также вошли Банк Москвы, Альфа-банк, ВТБ24, Ханты-Мансийский банк «Открытие», банк «ФК Открытие» (последние два входят в одну группу), Промсвязьбанк — см. инфографику.


В этой десятке только половина банков получила доналоговую прибыль — ВТБ (56,5 млрд рублей), Сбербанк (144,4 млрд рублей), Альфа-банк (27,7 млрд рублей), «ФК Открытие» (8,04 млрд рублей), Промсвязьбанк (5,9 млрд рублей). А другая половина заработала убытки — Банк Москвы (55,2 млрд рублей), Газпромбанк (56,9 млрд рублей), ВТБ24 (12,2 млрд рублей), Ханты-Мансийский банк «Открытие» (13,9 млрд рублей), Росбанк (2,3 млрд рублей).

Среди банков, которые в отчетном периоде больше всех сократили расходы на благотворительность, выделяются Московский индустриальный банк (с 140 млн рублей до 6 млн рублей, –96%, банк получил убыток 4,7 млрд рублей), банк «Уралсиб» (с 85 млн до 21 млн, -75%, убыток 5,2 млрд рублей), Банк Москвы (с 4 млрд до 2 млрд, -49,5%, убыток 55,2 млрд рублей), банк «ФК Открытие» (с 300 млн до 130 млн, -57%, прибыль 8,04 млрд рублей) и банк «Русский стандарт» (с 152 млн до 95 млн, -38%, убыток 3,6 млрд рублей).

— Отраженная в отчетности по РСБУ сумма на благотворительность за 9 месяцев 2015 года в размере 16,5 млрд рублей включает все расходы группы ВТБ за 2014 год. Эта сумма технически учитывается в российской отчетности еще с I квартала 2015 года — именно тогда произошло фактическое списание средств. По МСФО эти расходы были отражены в 2014 году, поскольку именно тогда возникли договорные обязательства по благотворительным проектам, — сказала «Известиям» представитель пресс-служба группы ВТБ Елена Ветелева.

По ее словам, по итогам 9 месяцев 2015 года расходы на благотворительность группы по МСФО составили 2,7 млрд рублей.

— В 2014 году основные расходы ВТБ на благотворительность были связаны с такими проектами, как Третьяковская галерея, московский театр «Мастерская П. Фоменко», спортивные команды «КАМАЗ-мастер» и ФК «Динамо-Москва», — рассказала Ветелева. — Также в 2014 году банк расширил корпоративную программу «Мир без слез», приобрел оборудование для 26 детских больниц в регионах. Политика Банка Москвы (основным акционером 96,88% которого является банк ВТБ) в части объема расходов на благотворительную деятельность определяется в первую очередь финансовыми результатами банка. Банк Москвы продолжает оказывать поддержку детским организациям, проектам культуры и искусства, адресную медицинскую помощь и многое другое. Например, в этом году более 480 детей из детских домов, детей-сирот посетили теннисный турнир «Банк Москвы. Кубок Кремля».

На сайте госзакупок «Известиям» нашли следующее о спонсорских расходах банка ВТБ в 2015 году. Так, 3 февраля 2015 года банк заключил договор о спонсорстве футбольного клуба «Динамо» на сумму 4,5 млрд рублей, который действует по 31 декабря 2015 года. В связи с претензиями УЕФА по поводу бюджета клуба, нарушающего принципы Fair Play (не соответствует условиям рынка), можно предположить, что в 2016 году сумма этого договора снизится. В этом году были заключены договоры о спонсорcкой поддержке с АНО «Единая баскетбольная Лига» (188,8 млн рублей) на организацию и проведение чемпионата Единой баскетбольной лиги ВТБ в сезоне-2015/16, спонсорский договор  с хоккейным клубом «Динамо» (1,02 млрд рублей, действует c 1 июля по 30 апреля 2016 года). Также в июле был подписан договор о спонсорстве раллийной командой «КАМАЗ-мастер» на 52,7 млн рублей в мероприятиях сезона-2015/16.

Представитель пресс-службы Росбанка Полина Чувилина отметила, что «существенно увеличившиеся расходы на благотворительность связаны с технической корректировкой».

— Порядка 100 млн рублей, отраженные в этой статье расходов, представляют собой суммы, связанные с внутригрупповыми операциями, которые нивелируются доходами в том же размере, представленными в другой статье, — в результате нет влияния на результат банка. Такое отражение вызвано требованиями текущего плана счетов, — сказала она «Известиям». По ее словам, банк ведет последовательную благотворительную деятельность, следуя направлениям политики группы Societe Generale и принимая во внимание российскую специфику.

— Сбербанк не раскрывает детализацию данных промежуточной отчетности, — сообщила «Известиям» представитель пресс-службы банка Анастасия Вахламова. По ее словам, информация о проектах банка в сфере благотворительности за 2015 год будет представлена в годовом отчете о корпоративной и социальной ответственности, который будет опубликован в 2016 году.

— Банк «Уралсиб» сократил расходы на благотворительность в связи с текущей ситуацией на рынке. Не секрет, что стратегия благотворительной деятельности и ее объем напрямую зависят от прибыли банка. Наиболее значимым в 2014–2015 годах был проект «Детской деревни», который благотворительный детский фонд «Виктория» реализовал при поддержке банка, — сказали в пресс-службе банка «Уралсиб».

Банки «ФК Открытие», Газпромбанк, «Русский стандарт», Московский индустриальный банк не ответили на запрос «Известий».

Аналитики, опрошенные «Известиями», считают, что рост расходов банков на благотворительность стимулируется государством.

— Учитывая, что сейчас возможности государства финансировать за счет федерального и региональных бюджетов расходы на социально значимые проекты существенно снизилась, крупный бизнес (и не только банки, но и в первую очередь экспортеры) стал более активно работать в этом направлении. В этом нет ничего парадоксального: чем крупнее бизнес, тем выше его ответственность, тем больше у него возможностей помогать в реализации различных социальных проектов, — говорит зампредседателя правления Локо-банка Андрей Люшин.

— Это социальная нагрузка на бизнес, основным акционером которого является государство, — говорит ведущий эксперт управляющей компании БКС Антон Шабанов. — Это общепринятая мировая модель. Считаю, что рост такой благотворительности логичен, ведь у этих банков за прошедший год сильно выросла прибыль, часть которой как раз и пускается на благотворительность. Тот, кто смог в тяжелые времена больше заработать, имеет право и больше тратить, но и больше оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. К тому же не стоит забывать и все те явления, которые были в этом году в банковском секторе. Многие банки лишались лицензии, их вкладчики переходили, как правило, в крупные госбанки, как следствие — рост доходов и прибыли у последних. И сам по себе банковский сектор объединялся. Например, один из прошлых лидеров в благотворительности, Банк Москвы, присоединился к группе ВТБ. Частные же банки практически не увеличили свои расходы на благотворительность, а порой и просто свернули некоторые программы. Они показывают скромные темпы роста и не могут себе позволить поддерживать уровень благотворительности на старом уровне.

Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко считает, что тратить банки на добрые дела больше не стали, а просто стали более тщательно считать и отчитываться об этом в ЦБ. Поэтому расходы, которые де-факто были благотворительными (например, зарплаты персоналу, работающему в благотворительной организации, созданной банком), но ранее не учитывались в отчетности для ЦБ, теперь учитываются, говорит Яковенко.

— Сопоставим расходы на благотворительность с прибылью банковского сектора: за 9 месяцев расходы на благотворительность составили 25,0 млрд рублей, доналоговая прибыль — 126,7 млрд рублей. Такие расходы выглядят чрезмерными даже в спокойные времена, все-таки банки предназначены для того, чтобы получать прибыль, а не заниматься филантропией. Еще более удивителен рост расходов на благотворительность в условиях кризиса. А вот то, что не вызывает удивления, так это лидерство госбанков в рэнкинге как по расходам на благотворительность, так и по абсолютному росту этих расходов, — прокомментировал список начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

Известия // вторник, 8 декабря 2015 года

Банки потратили на добрые дела 25 млрд рублей

Банки потратили на добрые дела 25 млрд рублейЗа 9 месяцев 2015 года расходы на меценатство российских кредитных организаций выросли в 2,5 раза

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Благотворительность»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке