Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Политолог объяснил причину одобрения в сенате США нового пакета помощи Киеву
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Происшествия
Самолет экстренно сел в аэропорту Братска из-за беременной женщины
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Система ГЛОНАСС сдана Минобороны для финальных испытаний

Сейчас российская система спутниковой навигации работает в режиме опытно-конструкторской работы
0
Система ГЛОНАСС сдана Минобороны для финальных испытаний
Фото: spacecorp.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российская навигационная система ГЛОНАСС построена и предъявлена заказчику — Министерству обороны РФ — для проведения финальных испытаний. Об этом «Известиям» сообщил Андрей Тюлин, гендиректор ОАО «Российские космические системы» (РКС — головная организация по созданию, развитию и целевому испольованию ГЛОНАСС).

— Мы предъявили систему заказчику к финальным испытаниям, которые идут сейчас, — говорит Тюлин. — В ходе испытаний заказчик высказал нам определенные замечания, которые мы устранили, и 5 ноября испытания были возобновлены. Забегать вперед не хочется, но могу сказать, что мы прикладываем все усилия, чтобы завершить эту работу. И очень надеемся, что по результатам испытаний система будет принята в эксплуатацию.

Начальник группы информационного обеспечения Войск воздушно-космической обороны Алексей Золотухин ход испытаний ГЛОНАСС комментировать не стал.

ГЛОНАСС предполагалось официально сдать в эксплуатацию еще в 2012 году, после того как была завершена Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» на 2002–2011 годы. Однако после календарного завершения той ФЦП у заказчика в лице Минобороны оставались вопросы по функционалу наземного комплекса управления (НКУ) системы. Орбитальная группировка ГЛОНАСС, за создание которой отвечало ОАО «ИСС им. М.Ф. Решетнёва», на тот момент уже работала штатно.

Проблемы с НКУ Андрей Тюлин описывал в интервью «Известиям».

— На НКУ было выдано техзадание, как перед началом любой работы. В ходе его выполнения оказалось, что реализовать все заложенные технические характеристики не представляется возможным. Понятна позиция Минобороны России как заказчика системы — в том виде, в котором НКУ ему пытались сдать, они принять не могли, — признавал Тюлин, знающий ситуацию с двух сторон: до 2009 года он занимал должность  заместителя начальника вооружения Вооруженных сил РФ. — Надо было выпускать ряд дополнений к техзаданию. Это привело к доукомплектованию опытного образца НКУ. Испытания системы были приостановлены, заказчик дал возможность промышленности доукомплектовать систему.

До официального приема в эксплуатацию система ГЛОНАСС остается в стадии научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. В этом статусе для самой системы есть как минусы, так и плюсы. Среди минусов можно отметить препятствие к полноценному использованию данных системы в качестве документальных доказательств. Навигационный сигнал ГЛОНАСС начинает применяться в таких системах, как «Платон», «ЭРА ГЛОНАСС», обсуждается применение показаний ГЛОНАСС в страховых продуктах. Пока ГЛОНАСС официально в стадии НИОКР, то есть в процессе создания, ее данные могут применяться ограниченно и в определенных случаях могут оспариваться, так как де-юре это показания недоделанной, незавершенной системы.

Среди других проблем Андрей Тюлин выделяет дополнительные затраты предприятий-производителей.

— Работы должны были завершиться в 2011 году, и с этого времени у той техники, которая была тогда поставлена, уже истекли сроки гарантийного ремонта, обязательства поставщиков закончились, — говорит Тюлин. — Но она эксплуатируется, выходит из строя. И получается так, что ремонтировать ее, пока она не принята была в эксплуатацию, приходится нам за свой счет. Потому что министерство не может по эксплуатационным контрактам тратить деньги на технику, которая не принята в эксплуатацию. Получилась такая вилка: систему не приняли в эксплуатацию, и она повисла на балансе предприятий Роскосмоса.

Плюсы «опытно-конструкторского» статуса ГЛОНАСС сейчас проявляются в том, что поставщикам комплектующих в условиях санкционного режима ощутимо легче приобретать за рубежом электронно-компонентную базу (ЭКБ) для системы, конечным пользователем которой является Роскосмос (как сейчас), а не Минобороны. Официальные каналы для поставок американских электронных компонет для таких систем, как ГЛОНАСС, и так уже перекрыты с прошлого года. А вот европейские поставщики, с которыми пока удается поддерживать отношения, весьма чувствительны к тому, является ли конечный пользователь военным или гражданским.

— Несмотря на риски, обусловленные санкциями, лучше сейчас устранить все недоделки и принять систему в штатную эксплуатацию, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — В ИСС имени Решетнёва есть запас уже построенных космических аппаратов для пополнения группировки и есть время на парирование угроз, связанных с дальнейшим развитием системы в условиях технологических санкций.

Комментарии
Прямой эфир