«Существует возможность блокировать любой мессенджер»

Глава компании «Русские интернет-решения» (занимается разработкой мессенджера 4talk) и бывший гендиректор QIP Сергей Кравцов рассказал «Известиям», зачем государство хочет регулировать мессенджеры.
— Сергей, скажите, есть ли сегодня возможность заблокировать мессенджеры в России?
— Сегодня существует возможность блокировать любой мессенджер. Вопрос в стоимости. Большинство можно заблокировать по IP. Если это пиринговый мессенджер, то есть он работает без серверов и информация пересылается от пользователя к пользователю, тогда операторам надо будет ставить дорогостоящее оборудование DPI. Оно стоит миллионы долларов и позволяет из общего трафика выделять общение пользователей в таких мессенджерах и блокировать.
— Вы знакомы с законопроектом о регулировании мессенджеров? Зачем государству регулировать эту сферу?
— Обмен сообщениями между пользователями можно сравнить с ездой по дороге на автомобиле. Обмен SMS по сетям оператора связи — это езда с четко установленной скоростью, дорога имеет разметку и расставленные знаки. А мессенджеры — это езда без правил, с любой скоростью. Дело в том, что безопасность граждан страны — это забота государства. Если что-то случается, все начинают требовать защиты и обнаружения террористов.
На сетях операторов связи стоят специальные системы оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ). Они позволяют читать переписку и вычислять нарушителей закона. А мессенджеры живут по своим правилам и никому не подчиняются.
Государству надо выполнять свою функцию по защите граждан. Чаще всего пользователи хотят анонимности на бытовом уровне, чтоб жена не узнала о любовнице, чтоб нельзя было увидеть интимные фотографии, которыми между собой обмениваются пользователи. Но государству не нужны эти данные, им нужно находить преступников, террористов, убийц.
Что касается самого законопроекта о регулировании мессенджеров, то я с ним знаком. Создателям таких программ устанавливают необходимость зарегистрироваться в Роскомнадзоре и хранить переписку россиян в нашей стране. Но в конечном итоге государство хочет получит доступ к этой переписке.
— Существуют ли другие способы борьбы, кроме блокировки?
— Во-первых, можно попытаться расшифровать протокол мессенджера. Во-вторых — договориться. В США мессенджеры помогают правоохранительным органам, по их запросу отдают данные о переписке. То же самое в России делают отечественные сервисы.
Мессенджеры — это сервисы, разбросанные по всему миру, по разным углам. Среди них есть ряд совершенно невменяемых по своему поведению. У государства есть проблема — надо регулировать. Оно будет стремиться достичь своей цели тем или иным способом. Если не выйдет, придется блокировать.
— Какие есть варианты?
— Вопрос возник из-за несговорчивости создателей мессенджеров, их отказа идти на контакты с властями, отказа устанавливать СОРМ. И главное — непонимание государством и регулятором модели работы мессенджеров. СОРМ никто не отменял, и задача государства — именно решить вопросы СОРМа.
Не секрет, что операторы все работают с СОРМ. Мессенджеры в этом не принимают участия. И государство пытается зайти со стороны операторов, сделать их крайними. Потому что они могут помочь разобраться в вопросах регулирования мессенджеров.
— Вы участвовали в разработке законопроекта?
— Скажем так, ко мне неоднократно обращались представители Минкомсвязи и ряда сотовых операторов за консультациями, связанными с особенностями работы мессенджеров. Операторы связи сегодня являются заложниками данной инициативы: если их назначат крайними, это выльется в огромные траты на оборудование, например для DPI.
Уверен, что мессенджерам придется начать сотрудничать с государством. Проще поставить СОРМ и забыть о давлении со стороны государства.